|
гнет поработителей. Правда, политика монгольских императоров была продуманной:
они не покушались, например, на религиозные верования и обычаи покоренных
народов, понимая, что доводить людей до полного одичания невыгодно, хотя бы с
точки зрения их эксплуатации, взимания дани.
Появление, пусть и недолговечной, Монгольской империи косвенно
способствовало западноевропейскому Возрождению. Монголы разгромили крупные
мусульманские государства. А европейские путешественники, проникавшие из
Западной Европы в глубины Азии, расширяли кругозор просвещенных европейцев.
Только на первый взгляд может показаться, что географические открытия Карпини и
Рубрука имеют второстепенное значение. Оценивать подобные достижения следует не
с позиции современности, а относительно: для определенных регионов в конкретный
исторический период. Сейчас трудно даже себе представить, что в начале XIII
века европейцы не знали о существовании замкнутого Каспийского моря, не имели
представления о столице великой Монгольской империи Каракоруме, а сведения о
Китае имели самые неопределенные.
Карпини и Рубрук первыми после Александра Македонского заново открыли
значительную часть Азии для европейцев — и не только в аспекте географическом,
но и в торговом тоже — они, можно сказать, прорубили окно в Центральную Азию.
Наконец, отметим еще и литературный аспект путешествия Рубрука. Оно
вдохновило замечательного русского поэтамыслителя Николая Заболоцкого на цикл
стихотворений «Рубрук в Монголии».
В этих стихах, как дань времени их создания, поэт называет хана
монгольского «генералиссимус степей» (из контекста ясно видно, что тут намек не
на Сталина, а более глубокий — преемственность великой Монгольской империи и
последующей евразийской России, а затем и СССР). Но в остальном они почти
документальны.
В стихотворении «Рубрук наблюдает небесные светила» точно отмечено
отношение язычниковстепняков к небосводу как всеобъемлющему божеству (что,
кстати, Карпини принял за проявление единобожия):
Идут небесные Бараны,
Плывут астральные Ковши,
Пылают реки, горы, страны,
Дворцы, кибитки, шалаши.
Ревет медведь в своей берлоге,
Кричит стервятницалиса,
Приходят боги, гибнут боги,
Но вечно светят небеса!
ВСТРЕЧА С АЗИЕЙ ВЕЛИКОЛЕПНОЙ
(Марко Поло)
У известного советского писателяпублициста Виктора Шкловского есть одна
малоизвестная повесть для детей: «Марко Поло разведчик» (1931). Странное
название для работы о великом путешественнике, которого по справедливости
считают венецианским купцом.
Самое интересное — это вопрос, в пользу кого он шпионил. Разведчиком
Марко Поло стал не сразу, и даже не в Европе. Начинал он свою деятельность, не
подозревая, чем все обернется.
Разведка в те времена означала не совсем то, что теперь. Она во многом
была настоящим географическим описанием, а то и открытием. Во времена
средневековья какиенибудь сугубо военные или производственные секреты не имели
большой цены уже потому, что отсутствовали порой самые общие сведения о странах
не только дальних, но и близких.
Кстати сказать, задайте себе вопрос: что я знаю о государствах,
окружающих Россию и граничащих с ней? Об их природных условиях, экономическом
положении, социальнополитической структуре? В лучшем случае — нечто очень
общее и неопределенное, или отдельные отрывочные факты. А ведь к нам постоянно
поступает информация по радио, телевидению, из газет, по Интернету. В средние
века даже послания между крупными государствами могли курсировать неделями, а
то и месяцами. Порой о своей собственной державе, если она была обширна,
властитель многое узнавал задним числом…
Впрочем, перейдем непосредственно к рассказу о Марко Поло.
Его отец Никколо и дядя Матфео были богатыми купцами, освоившими маршрут
на восток. Морем они через Константинополь попали в Крым, оттуда — в ставку
хана Золотой Орды, в устье Волги. Обстоятельства сложились так, что они прошли
в Бухару и с посольством монгольского хана Хубилая, властелина огромной империи,
добрались до Пекина. Здесь они получили от хана послание папе римскому и
вернулись восвояси.
Через два года они снова снарядили торговодипломатическую экспедицию. С
ним отправился юный Марко. После долгих странствий они пересекли почти всю
Евразию. Марко семнадцать лет состоял на службе у великого хана в Китае, а
затем, обогнув морем ЮгоВосточную Азию, вернулся на родину.
В качестве военнопленного он попал в генуэзскую тюрьму. Здесь ему
особенно припомнились дальние путешествия. Он возобновил их — но уже мысленно.
Тюрьма как будто освободила его мысль. Рассказы Марко Поло записал другой узник
— Рустичано. Трудно сказать, насколько подверглись литературной обработке
устные истории, но изложение получилось живое, непосредственное, насыщенное
разными сведениями о многих странах. Так возникла «Книга о разнообразии мира»,
|
|