|
известных путешественниках тех времен, это обстоятельство также надо иметь в
виду. В дальние маршруты отправлялись монахи, купцы, дипломаты. Обычно от них
правители требовали не просто уплаты пошлин или выполнения конкретных поручений,
а определенных сведений о тех странах, с которыми можно торговать, заключать
мирные соглашения или, возможно, воевать.
Интерес в Европе к государствам Востока в XIII веке приобрел особую
актуальность: оттуда надвигались орды степных кочевников, уничтожающих все на
своем пути. До этого христиане сражались с мусульманами — с переменным успехом,
а католическая церковь стремилась уничтожить или ослабить православные державы
— Византию и Русь. Но вот кочевые племена откудато из Монголии стали наносить
сокрушительные поражения самым разным странам в Средней Азии, Иране,
ЮгоВосточной Европе, на Кавказе.
В 1240 году летописец Мэтью Парижский писал о монголах: «Подобно саранче,
распространились они по лицу земли, они принесли ужасающие опустошения в
восточных частях, разорив их огнем и мечом. Пройдя через землю сарацин, они
разрушали до основания города, рубили леса, низвергали крепости, выдергивали
виноградники, опустошали сады, убивали горожан и крестьян». Добавим: в этом
году был захвачен и разорен Киев, а еще раньше Рязань, Владимир и многие другие
русские города. Монголы продвигались все дальше на запад. Вторглись в Польшу,
Моравию, Силезию. Победы под Лигницем и Пештом открыли им путь в Западную
Европу. Пришла пора всерьез встревожиться местным королям, императору Фридриху
II, римскому папе Григорию IX. Их попытки сплотиться и организовать очередной
крестовый поход, но уже не в Палестину, а против монголов, не дали результата:
слишком велики были противоречия между правителями.
Правда, утешал, вселяя надежду, слух о существовании гдето на востоке
могучего христианского царства во главе со священником Иоанном. Якобы войска
Иоанна нанесли поражение монголам. Надо было только отыскать это царство и
организовать с ним военный союз.
Но как это осуществить? В ту пору европейцы не имели даже скольконибудь
сносных карт земель, расположенных северней Персии, Индии. Труды античных
географов тоже не могли тут помочь (севернее маршрутов Александра Македонского
античные путешественники не заходили).
Кто же такие эти ужасные монголы или татары, как их обычно называли? Что
это за дикая суровая страна Тартария? (Учтем, что двумятремя столетиями позже
в Западной Европе русских называли татарами, а Россию — Татарией.)
Напрасно самодовольные жители Западной Европы полагали, будто дикие
монголотатарские орды движутся неорганизованными толпами и побеждают не
умением, а числом. Дело обстояло совсем иначе. Монголы были хорошо вооружены,
дисциплинированны и сильны в военном искусстве. Они умело вели дипломатическую
деятельность, сея раздор между своими противниками и находя себе союзников в их
стане. Они вели предварительную разведку и сбор сведений — главным образом
через купцов — о тех государствах, которые предстояло завоевать. Судя по всему,
монголотатары знали о Европе и европейцах больше, чем в Европе знали о них.
Римский папа решил из первых уст выяснить как можно больше о загадочных и
опасных монголах, а кстати попытаться наладить с ними дипломатические отношения.
Язычниковмонголов можно было — почему бы и нет? — обратить в христианство и
обрушить их военную мощь на турецкую империю.
С личным посланием папы в апреле 1245 года было направлено посольство к
монгольскому хану, возглавляемое францисканским монахом Иоанном Плано Карпини
(настоящее имя — Джованни Пьяно ди Карпини). Вот что, в частности, говорилось в
послании:
"Епископ Иннокентий, раб рабов божьих, к царю и народу татарскому.
Не только люди, но также неразумные твари и даже земные элементы
мироздания соединены и связаны друг с другом как бы естественным образом
небесных духов… А посему мы по всей справедливости удивлены тем, что вы, как мы
слышали, напали на многие земли как христианские, так и других народов и
подвергли их страшному опустошению…
Знайте же, если вы, уверенные в силе своей, до сей поры предаетесь таким
неистовствам, разя кинжалом других людей, то лишь по воле всемогущего Бога,
который допустил, чтобы различные народы были повергнуты в прах перед лицом
Его…"
Посольство через Чехию и Польшу достигло Киева. Отсюда они пересекли
Русскую равнину в южной части, перешли АралоКаспийскую впадину, двинулись
вверх по долине Сырдарьи, обогнули с юга озеро Балхаш, затем почти прямо на
восток после долгого перехода через гористую пустынную местность достигли
летней резиденции монгольского императора в Каракоруме. Прибыв ко двору 22 июня
1246 года и встретив благосклонный прием, Карпини оставался здесь до 13 ноября.
Судя по всему, столь долгое пребывание в центре монгольской империи
объясняется желанием Карпини выведать как можно больше сведений о монголах
(которых он называл татарами) и их стране. Особое внимание Карпини уделял
вооружению, военной тактике и стратегии, а также верованиям татар, их законам и
обычаям, устройству их державы.
Вот выдержка из послания великого хана Гуюка папе римскому Иннокентию IV:
"…Силою бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая
теми, где заходит, пожалованы нам. Кроме приказа бога, так никто не может
ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно: «Мы станем вашими
подданными. Мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все
вместе без исключения, придите предложить на службу и покорность… И если вы не
последуете воле бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете7 врагами.
Вот что вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем,
|
|