Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Р.К.Баландин, В. А. Маркин - 100 великих географических открытий
<<-[Весь Текст]
Страница: из 185
 <<-
 
      По следам Чжан Цяня проложена была одна из важнейших торговых дорог в 
истории человечества — Великий Шелковый путь. Шелк из Китая стал поступать в 
Римскую империю за столетие до Рождества Христова при сохранении тайны его 
происхождения. Обратно шли товары европейские. Этот товарообмен, сыгравший 
огромную роль в сближении Востока и Запада, Европы и Азии, просуществовал около 
ста лет. Потом он был заброшен и возрожден в результате завоевательных походов 
Чингисхана, а вернее сказать, после путешествия по этому пути другого китайца — 
Чан Чуня в 1221—1223 годах. По мнению немецкого историка Ричарда Хенинга, оно 
было первым исследовательским путешествием в Центральной Азии.
      Философ Чан Чунь, имя которого переводится как «Вечная весна», был 
настоятелем даосского монастыря. Когда властитель мира Чингисхан призвал его к 
себе, чтобы узнать от мудреца тайну вечной жизни, ему было уже 72 года. 
Последователь Лаоцзы отправился в путь, ведь основное понятие исповедовавшейся 
им религии «дао» и означает путь, дорогу.
      Чан Чунь отправляется верхом на лошади через Пекин в Монголию, на берега 
Херулена, откуда начал Чингисхан свои завоевания и где он приказал снарядить 
отряд для охраны путника. А в это время сам грозный властелин был далеко на юге 
— штурмовал Самарканд, чтобы сделать его столицей империи. Туда и направился 
Чан Чунь. Его ученик Ли Чжичан подробно записывал все события трехлетнего 
путешествия, все встреченные географические объекты. В 1228 году его труд был 
опубликован и через 638 лет появился на русском языке. Книгу о путешествии Чан 
Чуня перевел и издал в 1866 году 30 лет проживший в Китае как глава русской 
православной миссии архимандрит Палладий (в миру Петр Кафаров). Больше 12 тысяч 
километров проехал Чан Чунь, и через 15 месяцев в Самарканде его с необычайным 
гостеприимством встретил Чингисхан. «Ты прошел десять тысяч ли, чтобы навестить 
меня. Для меня это большая честь», — сказал он ему. Но на вопрос о том, какое 
лекарство привез мудрец, тот ответил уклончиво: «У меня есть „дао“ к 
поддержанию жизни, но нет лекарства для вечной жизни». Чингисхан был вполне 
удовлетворен беседами с Чан Чунем, но не смог уговорить его остаться. В феврале 
1224 года Чан Чунь вернулся в Пекин, где ему разрешено было поселиться в 
императорском дворце. Еще в дороге его догнало письмо покровителя: «Весной 
расстался со мной, а теперь лето, и тяжело путешествовать в палящий зной. 
Довольно ли было тебе в пути еды и питья, не мало ли? Власти хорошо ли 
принимали тебя?.. Вполне ли ты сам здоров? Я здесь постоянно думаю о тебе, 
божественном и бессмертном. Я не забыл тебя, не забывай и ты меня». Чан Чунь 
умер всего на шесть дней раньше Чингисхана.
      Путешествие Чан Чуня по завоеванным Чингисханом землям способствовало 
возрождению торговой дороги, связавшей Восток и Запад — Великого Шелкового пути.

      Миновала тысяча лет и еще триста лет. И вот «дорога десяти тысяч троп» 
ожила. По ней снова пошли караваны: из города Сиани на реке Вейхэ Ляньчжоу на 
Хуанхэ, потом в Ганьчжоу, от которого перед пустыней ТаклаМакан путь 
раздваивается — одна ветвь его обходит пустыню с севере другая — с юга. Они 
соединяются в Кашгаре, а затем снова расходятся, уже в зависимости от конечной 
цели торгового каравана. Если идти через Ош и Андижан, попадаешь в Ферганскую 
долину, из которой нетрудно добраться до Персии, Малой Азии, Европы. От Кашгара 
на юг, через Памир прямая дорога ведет в Сринагар и Индию.
      Великий Шелковый путь — одно из величайших открытий. Как и многие другие, 
оно было сделано дважды, с интервалом более чем тысячелетие.
      
ОКНО В АЗИЮ
(европейцы в Московии)
      
      Средние века принято считать временем господства религии, массовых 
суеверий, замкнутых феодальных владений, ограниченного кругозора подавляющего 
большинства жителей Европы. Узкие пределы координат в пространстве и времени: 
плоская, сравнительно небольшая земля, окруженная океаном, алмазный или ледяной 
небосвод, накрывший ее; пятьшесть тысячелетий от сотворения мира, четыре — от 
всемирного потопа и еще то ли десятки, то ли сотни лет до конца света, 
Апокалипсиса.
      Действительно, подобные представления пользовались популярностью около 
тысячелетия назад (сравнительно недавно в масштабах истории человечества). Но 
немало просвещенных людей и тогда представляли мир огромным, а Землю — в виде 
шарообразного небесного тела (так учили античные философы). Хотя о дальних 
странах рассказывали немало небылиц, существовало огромное количество 
странников, путешествовавших по свету то ли в поисках счастья, то ли изза 
превратностей лихой судьбы, лишившей родного дома, то ли из «охоты к перемене 
мест» (тоже нередко возникающей не от хорошей жизни).
      Время тогда было непростое. Наряду с оседлыми земледельцами, 
ремесленниками, горожанами, боявшимися углубляться в окрестные леса, по большим 
и малым дорогам двигались тысячи и тысячи людей. Военные отряды и бродячие 
артисты, купеческие караваны, посольства и многолюдные выезды князей, баронов, 
королей (им приходилось вести кочевую жизнь, чтобы посещать свои владения для 
сбора дани и прокорма двора), вереницы паломников к святым местам и нищих, 
беглые крепостные и преступники, искатели приключений, а более других — 
странствующие монахи. Все эти люди перемещались не только по Европе, но и 
выходили за ее пределы. Они осуществляли обмен товаров, знаний, информации, 
человеческой энергии, наконец.
      Среди этого кочевого народа немало было разведчиков, шпионов, выполнявших 
важные государственные поручения. И когда мы говорим о некоторых наиболее 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 185
 <<-