|
столетия выдающийся географ древности Геродот не придерживался этого мнения?
Причина, на первый взгляд, парадоксальная: верность научному методу.
Геродот в своих географических воззрениях опирался на конкретные сведения
и не давал воли фантазии. Такая приверженность фактическому материалу, более
или менее убедительным доказательствам является основой научного метода. В те
времена не было никакой возможности получить точные сведения о Мировом океане.
О нем можно было только догадываться.
Ученые гомеровских времен, исходя из эстетических соображений, из
пифагорейской идеи гармонии Мироздания, представляли ойкумену в образе двух
материков, разделенных Средиземным морем и омываемых Мировым океаном.
Кстати сказать, Геродот, исходя из логичного умозаключения (также вполне
отвечающего методу научного познания), сомневался в том, что мореплавателям
удалось обогнуть всю Ливию (Африку). И в этом случае великий географисторик
явно ошибся. Порой крупное научное открытие или достоверный факт опровергают
привычные взгляды и противоречат простейшим правилам логики. Однако это не
умаляет плодотворность научного метода. Просто пользоваться им надо умело,
учитывая его ограничения, и в некоторых случаях не поддаваться иллюзии
очевидности.
Дошедшие до нас сведения о крупных географических открытиях далекого
прошлого (и даже более поздних веков) очень неполны и порой сомнительны потому,
что они обычно засекречивались. Только так можно было избежать столкновений с
конкурентами и осваивать вновь открытые регионы. Более того, выдумывались
нарочито страшные истории о чудовищах и великанах, о бескрайних океанских
просторах или водоворотах, затягивающих корабли; о смыкающихся скалах в
проливах; об испепеляющих лучах солнца в южных морях…
Первые мореходы древности 4—5 тысячелетий назад отважно отправлялись в
дальние походы и даже рисковали выходить в открытое море. А позже лишь немногие
решались на подобные плавания. Мифы и легенды не только пробуждали интерес к
дальним загадочным странам, но и порой запугивали тех чужеземцев, которые
пожелали бы отправиться к неведомым землям.
Но дело, конечно, не только в «географических секретах». Проблема
серьезней. Создается впечатление, что привычные наши представления о том, как
люди открывали свою родную планету, слишком упрощены. Обычно исследователи
исходят из предположения о постоянном последовательном расширении ойкумены
(известной территории).
В действительности, судя по всему, совершались не только великие
географические открытия, но и не менее масштабные «закрытия». Скажем, после
того как первые европейцы побывали в Новом Свете, прошло полтысячи лет, прежде
чем он вновь был открыт. А с той поры, как впервые удалось совершить плавание
вокруг Африки, повторить его удалось лишь через два тысячелетия (!).
Поэмы Гомера не могут претендовать на научную точность. И всетаки они
дают более верную — в принципе — картину земной поверхности, чем значительно
более поздний трактат Гиппарха (II век до н.э.) и даже научные труды — включая
карты — Птолемея (II век н.э.).
Гомер писал об Океане, омывающем континенты. Гиппарх, Птолемей и многие
другие мыслители не признавали этого. Согласно их взглядам Индийский океан
являлся морем в окружении суши (можно сказать — вторым Средиземным). Они не
верили в возможность обогнуть южную оконечность Африки морским путем, или, во
всяком случае, сомневались в этом. Почему так получилось? Почему географические
или вообще научнофилософские воззрения поздних авторитетных авторов
оказываются менее точными, а то и ошибочными по сравнению с прежними
представлениями — скорее поэтическими, чем научными?
Одна из причин — стремление к более достоверному знанию. Мыслитель
старается не выходить за пределы известных ему фактов, не доверяя фантазии,
воображению, интуиции.
Другая причина: интеллектуальный прогресс цивилизаций нередко сменяется
регрессом, значительным спадом, потерей творческих дерзаний или даже
деградацией. Новые идеи далеко не всегда мудрее (чаще — мудреней) или вернее
прежних.
Не исключено, что греки времен Гомера или более ранние мореплаватели
Крита совершали более смелые путешествия, чем их «коллеги» на закате античной
цивилизации. Этому могли способствовать причины политические. К тому же
временами в Средиземноморье так свирепствовали пираты, что это исключало всякую
возможность свободного передвижения.
Некоторые историки и журналисты предполагают, будто в отдаленнейшие
времена, около десяти тысячелетий назад, существовала цивилизация высочайшего
уровня (типа Атлантиды Платона или оккультистов). От нее и сохранились
отдельные отголоски великих знаний о Земле и Космосе. Потомуто, мол,
содержание многих мифов глубоко и многопланово, предваряет последующие
достижения философской и научной мысли.
Никаких скольконибудь убедительных свидетельств высочайшей цивилизации
атлантов добыть так и не удалось (если только не считать прообразом Атлантиды
критскую цивилизацию). Мудрость древних мифов скорее всего объясняется тем, что
это была универсальная форма познания, сочетающая в себе поэзию, философию,
религию, народные предания, обобщения здравого смысла, опыт поколений,
фантастические домыслы. Из мифа можно извлечь как драгоценные зерна истины, так
и занятные фантастические истории, в зависимости от того, кто и для чего этот
миф изучает.
У Гомера в «Одиссее» есть высказывание, которое можно толковать как намек
на существование обширной прекрасной земли к западу от Геракловых Столбов за
|
|