|
Атлантическим океаном:
Будешь ты послан богами в поля Елисейские, к самым
Крайним пределам земли…
Под этими «пределами» подразумевалась какаято западная область, на что
указывает упоминание о Зефире:
Вечно там Океан бодрящим дыханьем Зефира
Веет с дующим свистом…
«Но вся эта теория полна неясностей», — заключает Страбон. Нам остается
только с ним согласиться. Надо лишь добавить, что мысль о благообильных
Елисейских полях, расположенных гдето далеко за Атлантическим океаном, не
пропала бесследно. Через два тысячелетия после Гомера ее высказал другой
гениальный поэт — Данте… Впрочем, об этом поэтическом предсказании Нового Света
разговор особый.
Мифы далекой древности — свидетельства научнофилософских и поэтических
воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях
приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще
не было, научных трактатов никто не писал, да и письменность у многих
культурных народов находилась в зачаточном состоянии. А вот мифы и легенды
передавались из поколения в поколение.
ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ
Одно из таких преданий древних греков повествует о похищении Европы.
Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была
дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона. Он переселился
в страну Ханаан и жил в городе Тире.
Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и
увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными
рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она
села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их
сам владыка морей Посейдон.
Зевс с Европой добрался до острова Крит. (Здесь его некогда спрятала мать
Рея, жена Крона, который пожирал своих детей, боясь, что они восстанут и
свергнут его.) У них родилось три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Первый стал
правителем Крита, где свято чтили быка.
Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего
прочего, археологические раскопки на Крите и Кикладских островах. В частности,
появились доказательства того, что на Крите приносили в жертву детей и даже
практиковали ритуальное людоедство. Миф о Кроне имеет земные реальные корни,
так же как предание о человекобыке Минотавре, обитавшем в лабиринте Кносского
дворца и пожиравшего людей.
Нередко критские суда имели на носу изображение бычьей головы. Наконец, в
древних хрониках царя Крита часто называли Тавром (быком). А если учесть, что
сына Зевса и Европы звали Миносом, то не удивительна и легенда о Минотавре.
Судя по всему, критские моряки со своим предводителемцарем (Зевсом)
завлекли на свой корабль местную принцессу (Европу) и отплыли в море. Такой
прием был характерен для пиратов. Вполне вероятно, что похищение состоялось по
тайному сговору с самой принцессой или ее приближенными.
Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный — согласно принятой
ныне терминологии — между северовосточной Африкой, западной Азией и
юговосточной Европой. Произошло это событие, повидимому, в начале второго
тысячелетия до н.э.
Именно тогда на Крите процветала так называемая минойская цивилизация,
возводились дворцы, украшенные великолепными росписями. Флот критян
господствовал в Восточном Средиземноморье. Это позволяло вести выгодную
торговлю со многими народами, богатеть, развивать искусства и ремесла.
Процветанию Крита и прилегающих к нему островов благоприятствовало их
географическое положение. Жители имели возможность использовать культурные
достижения разных цивилизаций, прежде всего египетской и ближневосточной, одних
из древнейших на планете. Но если континентальные страны постоянно враждовали и
подвергались нашествиям воинственных кочевниковскотоводов, то на островах
сохранялась спокойная мирная жизнь. В ту пору никто не мог соперничать на море
с критянами.
По свидетельству Гомера, царь Одиссей совершал грабительские набеги на
египетское побережье и в дельту Нила. А вот египтяне не рисковали совершать
ответные пиратские визиты. То же можно сказать и о более ранних — времен
легендарного Зевса — набегах критян на прибрежные поселенья Малой Азии и на
ханаанские земли.
По всей вероятности, именно тогда, в конце 3го — начале 2го тысячелетия
до н.э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света.
Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» — восход. Предполагается,
что ассирийское слово «эреб» — закат — послужило основой для имени «Европа».
Так или иначе, а соответствующая часть света в своем названии отражает
перемещение центра древнейшей цивилизации из Египта в Малую Азию и далее:
сначала на остров Крит, а затем на побережье Греции.
В VI веке до н.э. греческие философы (уроженцы города Милети в Малой Азии,
|
|