|
вина в стране мертвых, не омывался тамошней водой и не прельщался мрачной
красотой Эрешкигаль.
Представ перед владычицей подземного царства, Нергал скрыл свое настоящее имя и
назвался Эррой. Это объясняется древним представлением о магической связи
человека с его именем. Скрыв свое настоящее имя, Нергал надеялся отвести от
себя
опасность. Следуя наказу отца, он отказался от еды, питья, воды для омовения,
но
когда Эрешкигаль предстала пред ним в прозрачных одеждах, "какмужжены возжелал
ее сердцем".
Шесть дней и ночей провел Нергал с Эрешкигаль, а на седьмое утро, когда богиня
еще спала, покинул ее.
Намтар попытался задержать его у выхода из царства мертвых, но Нергал сказал,
что Эрешкигаль посылает его с поручением к своему отцу Ану - и Намтар открыл
ворота.
По высокой лестнице поднялся Нергал на небо.
Эйа был счастлив увидеть сына, которого считал погибшим. Опасаясь преследования
Эрешкигаль, Эйа прибегнул к колдовству: окропил Нергала волшебной водой, отчего
красавец Нергал неузнаваемо изменился - стал косоглазым, хромым и плешивым.
Эрешкигаль, проснувшись и не найдя подле себя Нергала, принялась рыдать и рвать
на себе волосы:
"О, Эрра, сладостный супруг мой!
Я не насытилась его лаской - ушел он!"
Верный Намтар вызвался помочь своей горюющей госпоже:
т
22
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
"Я пойду и этого бога схвачу я!
К тебе да вернется, тебя да обнимет!"
Он поднялся на небо, заглянул в лицо каждому богу, но в хромом и плешивом уроде
не узнал Нергала и ни с чем вернулся к Эрешкигаль. Тогда Эрешкигаль обратилась
ксвоему отцу Ану:
"Этого бога пошли мне в супруги,
Со мной да проводит он ночи.
Если же ты бога того мне не вышлешь, (...)
Я выпущу мертвых, что живых поедают,
Мертвецы умножатся над живыми".
Страшная угроза нарушить равновесие между миром живых и миром мертвых напугала
великого Ану- Он повелел Нергалу вернуться к Эрешкигаль:
"Отныне нет ему доли в мире верхнем. Отныне доля его - в мире нижнем".
Местом культа Нергала как бога преисподней был город Кугу (современный Телль-
Ибрагим), расположенный между Тигром и Евфратом. Иногда Кугу называют саму
преисподнюю.
СОШЕСТВИЕ ИШТАР В ПРЕИСПОДНЮЮ
Жизньисмерть противопоставлены друг другу, новто же время-неразрывно связаны
между собой.
В ассиро-вавилонской мифологии Иштар-богиня плотской любви и производительных
сил всего живого - является родной сестрой повелительницы царства мертвых
Эрешкигаль.
Имя "Иштар" восходит к нарицательному обозначению богини вообще. Вероятно, в ее
образе соединилось представление о многих богинях.
Один из основных мифов об Иштар - история ее сошествия в царство мертвых.
Запись мифа сохранилась лишь фрагментарно, но недостающие части сюжета могут
быть восполнены на основе шумерского мифа о богине Инанне, которая обычно
отождествляется с Иштар.
Нергал, стоящий на поверженном враге. Оттиск печати. IIтысячелетие до н.э.
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ
23
Иштар (или Инанна) "к стране безысходной (...) свой дух склонила". Для чего ей
понадобилось спускаться в преисподнюю, миф не объясняет, но причины, вероятно,
были достаточно вескими, поскольку богиня осознает опасность своего путешествия
и принимает меры предосторожности-просит богов прийти к ней на помощь, если она
не вернется в течение трех дней.
Спустившись под землю, Иштар громко постучала в ворота преисподней и стала
звать
сторожа:
"Сторож, сторож, открой ворота...
Открой ворота, дай мне войти,
Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,
Разломаю я дверь, замок разобью".
(Перевод В. Шилейко)
Сторож почтительно попросил Иштар подождать снаружи и побежал к своей госпоже
|
|