Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Муравьёва Т. В. - СТО ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 273
 <<-
 
Атрахасиса держался на плаву среди ревущих волн.
Сами боги испугалисьсотворенного ими. Растеряв все свое величие, они сгрудились 

вместе, подобно овцам, и, в страхе заливаясь слезами, смотрели на гибнущий мир.
Повитуха богов, Великая Мать Нинту, в отчаянии ломала руки:
"Да померкнет день тот,
Во мрак да вернется!
Как могла я вместе со всеми богами
В Совете решиться на гибель мира?"
Семь дней и ночей бушевал потоп. Когда схлынули волны, лик земли был пуст и 
мертв.
Там, где прошел потоп войною, Все уничтожил, превратил в глину.
Окончание "Сказания об Атрахасисе" сохранилось лишь фрагментарно. Но из 
отдельных строк можно понять, что Атрахасису с семьей удалось спастись, и 
человечество возродилось вновь.
т
20
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
В шумеро-аккадской мифологии кроме "Сказания об Атрахасисе" существует еще 
несколько рассказов о Великом потопе. В одном из вариантов герой носит имя 
Зисурда, что значит "нашедший жизнь долгих дней". Уцелев во время потопа, он 
получил от богов бессмертие и поселился со своей женой на острове бла-
женныхТильмун.
В "Сказании и Гильгамеше" история о Великом потопе присутствует в качестве 
вставного эпизода. Спасшегося героя зовут Утнапишти, что является переводом на 
аккадский язык имени Зисурда.
Шумеро-аккадские мифы о Великом потопе в значительной степени послужили основой 

для соответствующего библейского сказания
СКАЗАНИЕ ОБ ЭРЕШКИГААЬ И НЕРГААЕ
Вселенная, в представлении древних, делилась натричасти: верхнюю- небо, где 
обитали боги и небесные светила, среднюю - землю, населенную людьми, и нижнюю - 

подземное царство, мир смерти и темных сил.
В шумеро-аккадской мифологии владыками подземного царства были богиня 
Эрешкигаль 
и ее супруг Нергал.
Существует несколько записей мифа о том, как Нергал стал мужем Эрешкигаль. 
Наиболее ранняядатируетсяХГУвекомдон.э Она была найдена в египетском архиве в 
Телль-эль-Амарне и представляет собой учебный текст, по которому египетские 
писцы обучались аккадскому языку. То, что миф использовался в качестве учебного 

материала, говорит о его давнем бытовании и широкой известности.
Эрешкигаль -дочьверховногобогаАну. Ее имя означает "Хозяйка Большой Земли". 
"Большой Землей" в данном случае называется царство мертвых.
Однажды небесные боги устроили пир. Эрешкигаль не могла принять в нем участия, 
поскольку по незыблемому закону Вселенной верхний и нижний миры не должны 
проникать один в другой. Все же боги хотели, чтобы Эрешкигаль отведала 
пиршественного угощения. Они сказали ей:
"Нам к тебе не опуститься, И тебе к нам не подняться, Пришли -пусть возьмут 
твою 
долю"
(Перевод В. Афанасьевой)
За долей Эрешкигаль отправился ее верный посланец Намтар, который обычно 
являлся 
за душами умирающих, чтобы увести их в "Страну без возврата".
Когда Намтар вошел в небесный чертог, где пировали боги, все почтительно встали 

перед ним, и лишь бог Нергал остался сидеть. Нергал, хотя и обитал на небе, был 

олицетворением злых сил - палящего, губительного солнца, чумы и лихорадки.
Сохранилась запись молитвы некоего Шамашшумукина, в которой он обращается к 
Нергалу с просьбой об исцелении:
ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ
21
"Пусть потоки рыданий моих к тебе устремятся, Ярое сердце твое да успокоят!"
Намтар, вернувшись в подземное царство, рассказал о проявленном к нему 
неуважении, и Эрешкигаль, обидевшись за своего посланца, потребовала, чтобы 
боги 
выдали ей Нергала:
"Бога, что пред послом моим не поднялся, Ко мне пришлите - я предам его смерти"
Отец Нергала, бог Эйа, горько пенял сыну:
"Отчего ты пред ним не поднялся?
Глаза мои не тебе ли мигали9
Аты отвернулся, как бы не зная,
На меня не взглянул, уставился в землю".
Нергал стал собираться в Страну без возврата, где души умерших "света не видят, 

живут во мраке". Эйа, напутствуя сына, сказал ему, чтобы он не ел хлеба и не 
пил 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 273
 <<-