|
Так сидел он неподвижно долгие годы. Муравьи выстроили над ним свое жилище, но
он не замечал кусающих его муравьев, не чувствовал ни голода, ни жажды - и
неустанно повторял мантру "Рама". Через тысячу лет он обрел просветление.
ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
97
Тогда семь бессмертных мудрецов опять спустились на землю и помогли
просветленному выбраться из муравейника. С тех пор он получил имя Вальмики -
"извлеченный из муравейника".
Вальмики отшельником поселился в лесу. Однажды, когда он сидел на циновке из
диких трав и, закрыв глаза, предавался благочестивым размышлениям, его
внутреннему взору предстала вся жизнь Рамы и облеклась в стихотворные строки.
Вальмики открыл глаза и продекламировал вслух двадцать четыре тысячи строф
"Рамаяны".
К этому времени изгнанная Рамой Сита уже давно жила в хижине Вальмики. Ее
сыновья Куша и Лава выросли.
Однажды Рама, охотясьвлесу, набрел на хижину отшельника. Онувиделдвоих юношей,
в
которых признал своих сыновей, и взял их с собой в столицу. Рама разрешил Сите
следовать за сыновьями, но опять потребовал доказательств ее верности.
Оскорбленная Сита обратилась кземле, на которой стояла: "О, мать-земля! Если я
чиста перед Рамой, прими меня навеки в свое лоно?" Земля разверзлась под ногами
Ситы - и поглотила ее.
Раскаявшийся в последний момент Рама попытался удержать Ситу за волосы, но они
выскользнули у него из руки, порезав ладонь. По народному поверью, с тех пор
ладони улюдей изрезаны тонкими, как волосы, линиями.
Окончив земную жизнь, Рама воплотился в свой изначальный образ бога Вишну и в
обители богов соединился со своей небесной супругой, богиней Лак-шми, которая
на
земле жила в образе прекрасной Ситы.
Исследователи находят в "Рамаяне" отражение реальных исторических событий.
Остров Ланка - это остров Цейлон (или Шри-Ланка), поход Рамы против ракшасов -
продвижение арийских племен на Юг Индии, дружба с обезьяньим царем Суфивой -
военный союз с жившими на Юге аборигенами.
"Рамаяна" до сих пор необычайно популярна в Индии. Во время традиционного
осеннего праздника ежегодно разыфывается представление, изображающее
возвращение
в Айдохью Рамы, победившего злого Равану и освободившего прекрасную Ситу.
китайская мифология
Основным источником знаний о мифах древнего Китая является "Книга гор и морей".
Этот обширный труд неизвестных китайских авторов создавался на протяжении почти
восьми столетий - с VIII века до н.э. до рубежа нашей эры.
В этой книге содержатся самые разные сведения: описание природы Китая, рассказы
о богах, о злых и добрых духах, об удивительных, наделенных волшебными
свойствами растениях и животных, о фантастических жителях далеких земель и их
диковинных обычаях.
Главным божеством в древнем Китае почитался Шан-ди, что значит "высшее
божество". Первоначально его называли просто Ди - "божество". Это
свидетельствует о его всеобъемлющем характере.
Иногда Шан-ди отождествлялся с богом небаТянь-ди, Культ неба в древнем Китае
имел государственное значение: одно из древних названий Китая - Тянь-ся, что
значит "Поднебесная", атрадиционный титул императора был Тянь-цзы, то есть "сын
неба".
Поклонение небу в качестве государственного культа сохранялось в Китае очень
долго. Жертвоприношения небу на круглом алтаре император совершал вплотьдо
революции 1911 года.
В некоторых мифах в качестве верховного божества выступает Ди-цзюнь. Он также
имеет отношение к небу и является отцом главных небесных светил. Эти светила -
солнце и луна - в китайской мифологии представляются во множественном числе:
десять братьев-солнц и двенадцать сестер-лун.
Каждое утро одно из солнц купается в источнике со сладкой водой, потом
поднимается на священное дерево фусан, растущее на востоке, и на колеснице,
запряженной драконами, совершает свой путь по небу. Вечером оно садится на
ветви
другого священного дерева-жо, растущего на западе.
Солнце обычно изображали в виде трехногого золотого ворона.
Очередность появления братьев-солнц на небе - одно из условий благополучия мира.
В одном из мифов рассказывается о катастрофе, которую повлекло за собой
нарушение этой очередности.
В некоторых мифах упоминается гора Жиюэшань, за которую заходят солнце и луна.
Эта гора является стержнем, удерживающим мир.
В китайской мифологии существовало представление о мире как о пятичас-тной
системе; четыре стороны света и центр. Каждая из этих частей имела свое
божество.
Божеством "Центра был Хуан-ди, что значит "Желтый владыка". Первоначально он
|
|