|
сооружением кровати с балдахином и т.д. Благодаря магическим тек-} стам все это
должно было превратиться в загробном мире в | реальность и создать для человека
привычную обстановку.
Чудесное "поле камыша" давало небывалые урожаи, но, i как и реальное поле,
нуждалось в обработке. Чтобы умерше-1 мунепришлосьсамому заниматься
сельскохозяйственными /7/йд работами,вгробницуемуклали"ушебти" -
небольшиеста-j
Тот
Анубис
Бастет
туэтки, над которыми произносили заклинание: "Если причислят умершего к
работающим в загробном мире, чтобы обходил он берега, насыпал поля, перевозил
песок, - "Вот мы!", - скажете вы вместо него. Возьмите себе кирки и мотыги ваши,
коромысла и ведра ваши, подобно тому, как делает это человек для господина
своего".
Но прежде, чем обрести вечную жизнь, умерший должен был пройти суровое
испытание
- предстать перед судом небесного судьи Осириса и сорока двух богов, заседающих
в Чертоге Истины. "Обозревают они всю жизнь человека, как один час,
складываются
его поступки рядом с ним, как его имущество", - говорится в одном из
древнеегипетских текстов.
В свою защиту человек должен был произнести пространную речь, в которой он
клялся, что не совершил поступков, неугодных богам. Эта речь сообщает и о
моральных нормах египтян - "Я не совершал несправедливостей против людей; я не
был жесток кживотным, я не был равнодушен, видя зло; я никого не заставлял
рыдать"; и о религиозных предписаниях - "Я не богохульствовал, я не гасил
горящего на алтаре огня"; и о правилах общежития - "Я не вредил слуге в глазах
его хозяина, я не увеличивал веса гири и не обманывал на весах, я не
устанавливал заслонов для отведения воды".
Выслушав умершего, боги клали на одну чащу весов его сердце, а на другую -
птичье перо, символ богини истины Маат. В этот драматический момент человек мог
говорить со своим сердцем: "Сердце мое, которое я получил от своей матери, не
обращайся против меня! не свидетельствуй против меня, как враг! не разлучайся
со
мной".
Боги Тот и Анубис беспристрастно записывали результат взвешивания. Правдивое и
чистое сердце было легче пера, злое и лживое -тяжелее камня. Праведник обретал
вечную жизнь, а грешник умирал навсегда, и сердце его пожирало чудовище с телом
льва и головой крокодила.
Особенностью древнеегипетских религиозных представлений был культ фараона.
Первыми фараонами египтяне считали бога Осириса и его сына Гора, а всех
последующих фараонов - их живыми воплощениями.
Фараон воспринимался как магическое средоточение сил природы. Перед разливом
Нила он бросал в воду свиток с приказом о начале разлива, весной - засевал
первую борозду, осенью - сжинал первый сноп.
34
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
35
После смерти фараон сливался со своей божественной сущностью. "Он улетает от
вас, люди, ибо он не принадлежит земле, он принадлежит небу".
Зримыми символами божественности фараонов служили их гробницы - пирамиды. "Глаз
не в состоянии охватить их, мысльотказывается воспринять", - писал французский
египтолог Э.Ф. Жомар
Магические тексты на стенах гробниц фараонов - основной источник наших знаний о
верованиях, обрядах и мифологии египтян.
СОТВОРЕНИЕ МИРА
"Вода поднялась и достигла утесов пустыни, как при сотворении мира", -
говорится
в одном из древнеегипетских текстов, описывающих разлив Нила.
Первобытный хаос - Нун, представлялся египтянам бескрайним водным пространством,
погруженным во тьму.
И вот из хаоса возник солнечный бог Хепри-Атум-Ра, и лучи его глаз рассеяли
первобытную тьму. Затем он создал холм, такой высокий, что вершина его
поднялась
над водой. Так появилась первая суша. Из дыхания бога возник его сын Шу -
воздух, а из слюны - дочь Тефнут - влага. Шу и Тефнут породили бога земли Геба
и
богиню неба Нут. Геб и Нут сочетались браком и произвели на свет Осириса и
Исиду, Сета и Нефтиду.
|
|