|
В некоторых мифах Хатор называют матерью Ра и изображают в виде женщины с
коровьими ушами и рогами. Хатор была также богиней красоты, любви, веселья.
Греки считали ее египетской Афродитой.
Еще одно воплощение неба в египетской мифологии - богиня Нут. В "Текстах
пирамид" - магических надписях на стенах гробниц фараонов - о Нут говорится
так:
"Могуче сердце твое, о Великая, ставшая небом! Наполняешь ты всякое место своею
красотою. Земля вся лежит пред тобою. Окружила ты и землю, и все вещи своими
руками". Часто встречается изображение Нут, изогнувшейся дугою над землей и
опирающейся на пальцы рук и ног.
Супругом Нутбыл богземли Геб, аихдетьми - Осирис, Сет, Исидаи Нефти-да, ставшие
героями наиболее значительного из египетских мифов.
Очень почитаем был бог Тот - бог мудрости, знаний, покровитель писцов. Его
изображали с головой священной птицы ибис и с палеткой писца в руке.
Многие египетские боги были наделены зооморфными чертами. Богмерт-вых Анубис
изображался в образе шакала или человека с шакальей головой, богиня Таурт-
покровительница женщин и детей, помогающая при родах-в образе беременной самки
гиппопотама, бог водной пучины Себек-с головой крокодила итд.
Кулътживотных-самый древний на земле, он предшествовал всем прочим культам.
Особенность верований египтян в том, что у них поклонение животным сохранялось
и
в более позднее время, наряду с поклонением новым, антропоморфным богам.
Наиболее почитаемым животным в Египте был священный бык Апис. Его реальным
воплощением считался черный бык, наделенный двадцатью девятью особыми
признаками, которые были известны только жрецам. Рождение нового Аписа
становилось общенародным праздником, его поселяли в посвященном ему храме и на
протяжении всей жизни окружали божескими почестями. Один раз в год, при начале
сельскохозяйственных работ, Аписа запрягали в плуг, и сам фараон вспахивал на
нем первую борозду. Когда Апис, состарившись, умирал, тело его бальзамировали и
торжественно погребали. Археологами было найдено кладбище, на котором были
похоронены шестьдесят четыре священных Аписа.
Почиталась также богиня Ба-стет в образе кошки. Каждая кошка считалась
воплощением божества, внушая почтение и страх. Во время пожара в доме прежде
всего спасали кошку. Когда кошка Умирала, хозяева погружались в траур, а
убийство кошки, даже
Небо в образе коровы. Древнеегипетское изображение
1
32
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
33
Амон-Ра
невольное, каралось смертью. Очевидец рассказывал, что уже на закате египетской
цивилизации, когда Еги-петнаходилсяподвластьюРима,"одинримлянинубил i кошку, и
сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царем для уговоров власти, ни
общий страх, I внушаемый Римом, не могли освободить от мести че-1 ловека, хотя
он и совершил это нечаянно". В египетских захоронениях нередко встречаются
мумии
кошек. I Огромное место в египетской мифологии принад-| лежит представлениям о
загробном мире.
Египтяне верили, что загробная жизнь - это пря-] мое продолжение и подобие
жизни
земной, что умер-1 шие, как и живые, нуждаются в пище, одежде, внима-1 нии со
стороны близких. В одном из заупокойных гимнов сын обращается кумершему отцу:
"Отец мой, по- i дымись со своего левого бока и повернись на правый к 1 этой
свежей воде, кэтомутепломухлебу, которыеятебе f принес".
В отличие от многих народов, у древних египтян |
не было культа предков: они не поклонялись своим умершим родственникам, а | по-
родственному заботились о них.
Важнейшим условием для благополучной жизни за гробом было сохранение! тела
умершего. Уже в глубокой древности египтяне научились бальзамировать по-1
койников. Изобретателем способа бальзамирования они считали бога Анубиса.
По представлениям древних египтян, человеккроме тела - Сах, обладал еще! душой
-
Ба, жизненной силой - Ка, духом - Ах, тенью - Шуит и именем -1 Рен. Все эти
проявления человеческой сущности могли иметь достаточно само-1 стоятельные
функции. Так, в одном из памятников древне-1 египетской литературы, человек,
разочаровавшийся в жиз-| ни и решивший покончить с собой, спорит со своим духом,
I не желающим отправляться в царство мертвых.
Чтобы умерший достиг блаженной страны, которая на-1 зывается "Сехет иару", что
значит - "поле камыша", и жил I там в довольстве и безмятежности, его живые
родственники 1 должны были совершать определенные магические обряды. I Стены
египетских гробниц покрывали росписями, на кото- j рьгх умерший был изображен
среди повседневнойжизни: на I рыбнойловле, вкругу семьи, наблюдающим за
|
|