Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Муравьёва Т. В. - СТО ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 273
 <<-
 
Такой вариант мифа о сотворении мира возник в египетском городе Иуну, что 
значит 
"Город столбов". (Греки называли его по-другому: Гелиополь-"Город Солнца".) 
Священный столб-обелиск был принадлежностью солнечного культа. Каждое утро 
первые солнечные лучи озаряли вершину обелиска, и начинался новый день. В 
городе 
Иуну обелиск пользовался особым почитанием, как символ первозданного холма, 
созданного солнечным богом.
В Мемфисе существовал свой вариант мифа о сотворении мира. В этом мифе бог-
творец Пта создает все сущее силою мысли и словом: "Умиротворился Пта, создав 
все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, поместил богов 
в 
их святилища. Возникли всякие работы, всякие искусства, движение рук и ног, 
согласно приказу, задуманному сердцем и выраженному языком, создавшим сущность 
всех вещей".
Главные боги, созданные Пта, были его собственными воплощениями. В одном из 
воплощений он является отцом солнечного бога Атума, таким образом гелиопольский 

и мемфисский варианты мифа объединяются.
Еще одна версия мифа о сотворении мира возникла в городе Шмуну, что значит 
"Город Восьми" (греки называли его Гермополь). По этой версии прародителями 
всего сущего стали восемь богов и богинь - Нун и Нуанет, Хух и Хуахет, Кук и 
Куакет, Амон и Амаунет. Мужские божества имели головы лягушек, женские - змей. 
Они жили в водах первобытного хаоса и сотворили там изначальное яйцо, ещ(* 
невидимое во тьме.
Из этого яйца вышло солнечное божество в образе птицы, и мир наполнился светом. 

"Я - душа, возникшая из хаоса, мое гнездо невидимо, мое яйцо не разбито".
В период Нового царства (XVI-XI вв. до н э.) политической столицей Египта 
становится город Фивы Главное фиванское божество - богсолнца Амон стал главным 
божеством всего Египта. В "Большом гимне Амону" говорится.
Отец отцов и всех богов,
Поднявший небо и утвердивший землю,
Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст
Царь, да живет он, да здравствует,
Да будет благополучен, глава всех богов
В мифе об Амоне объединились ранее существовавшие версии мифа о сотворении мира.
 
Внемрассказыва-ется, что в начале начал существовал бог Амон в образе змея. Он 
создал восемь великих богов, которые в Гелиополе породили Ра и Атума, а в 
Мемфисе - Пта. Затем они вернулись в Фивыитам умерли.
О сотворении богами человека в египетской мифологии почти не говорится. По 
одной
Нут, Шуи Геб
версии, люди возникли из слез бога Ра (объясняется это сходным звучанием 
египетских слов "слезы" и "люди", по другой (очень поздней) - людей слепил из 
глины на гончарном круге бог Хнум.
Тем не менее египтяне верили, что люди - это "паства бога" и что богсоздал мир 
для людей. "Он создал для них небо и землю. Он уничтожил всепоглощающую тьму 
воды и создал воздух, чтобы они могли дышать. Он сияет в небе ради них. Он 
создал для них растения, скот, птиц и рыб, дабы их питать".
ОСИРИС И ИСИДА
Миф об Осирисе и Исиде - один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в 
египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его 
"главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей 
культуре 
египтян".
Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние 
египтяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, го-
36
100 ВЕЛИКИХ МИФОВ И ЛЕГЕНД
МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
37
Исида и Нефтида оплакивают Осириса
ворится: "Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов". Сын бога земли 
Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян 
обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-
под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных 
инструментах, поклоняться богам.
Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост 
Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он 
пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По 
его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, 

кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он 

не был впору. Когда прищел черед Осириса и он лег в короб, сделаный по его 
мерке, Сет захлопнул крыщку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу 
и 
бросили в воду.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 273
 <<-