|
(«Там, внутри»), иногда является попыткой заполнить вакуум неверия, возникший в
результате отрицания идей христианства».
В 1895 году в одном из гентских театров Морис познакомился с актрисой Ж.
Леблан, которая вскоре стала его женой. Это была умная и образованная женщина,
которая на протяжении двадцати трех лет совмещала обязанности секретаря и
импресарио своего мужа. Она создавала Метерлинку необходимые для работы условия
и улаживала все сложные взаимоотношения с издательствами и режиссерами.
Через год после свадьбы они переехали в Париж. Там Метерлинк на несколько
лет оставил драматургию, так как начал работать над философскими трактатами
«Жизнь пчел» (1901) и «Мудрость и судьба». Самым известным из них стал первый,
в котором писатель в аллегорической форме рассказал историю человечества.
К началу XX века Метерлинк превращается в крупную фигуру
прогрессивноромантической драматургии. Недосказанность, смутное, но постоянное
предчувствие приближающейся трагедии были характерны для раннего Метерлинка.
Позднее в его пьесах начали появляться реалистические краски, герои стали
активнее действовать. Синтез различных стилей и направлений позволил ему
создать такие произведения, как «Монна Ванна» и «Синяя птица» – безусловный
шедевр мировой драматургии.
В драме «Монна Ванна» (1902) Метерлинк впервые перенес своих героев в
ситуацию реальноисторическую, в Италию XV века.
«Нельзя считать, что Метерлинк создал реалистическую драму, «Монна Ванна»
– произведение романтическое с исключительными ситуациями и исключительными
героями, – писал Л. Андреев. – Но как высоко романтизм поднял героя Метерлинка!
Монна Ванна далеко ушла от марионеток первых драм, она вплотную приблизилась к
героям Верхарна. Персонажи «Монны Ванны» не ждут от неизвестности решения своей
участи, а сами вырабатывают принципы своего поведения.
В «Монне Ванне» изображены «реальные несчастья», при всей романтической
условности обстоятельств. Родина в опасности, город Пиза осажден, народ
голодает, – вот перед какими фактами ставит теперь Метерлинк своих героев. Он
как будто сохраняет любовный «треугольник» – Монна Ванна, ее муж Гвидо и
обожающий Ванну Принчивалле. Но «треугольник» этот отнюдь не традиционный.
Принчивалле командует осаждающими город Пизу войсками, а к тому же он наемник.
Благодаря этому взаимоотношения главных героев сплетаются в сложный клубок; они
со страстью обсуждают не только проблемы любви, но проблемы долга, отношения к
родине.
В горячих дискуссиях (каким далеким кажется теперь «театр молчания»!)
герои вырабатывают высший критерий оценки нравственности – им оказывается
общественный долг, долг перед родиной, перед народом. Монна Ванна говорит:
«Спасение моих сограждан для меня выше всего». Действуя в соответствии с этим
пониманием долга, Монна Ванна и превращается в подлинную героиню, в
олицетворение высшего понимания любви».
В 1908 году Метерлинк опубликовал пьесу «Синяя птица», которая принесла
ему всемирную известность. Философская сказка «Синяя птица» – уникальная для
литературы попытка отыскать формулу человеческого счастья. «Все симпатии
Метерлинка на стороне бедных, – отмечает Л. Андреев. – Не из богатого дома, а
из хижины дровосека Фея начнет поход за Синей птицей, – лишь обитателям бедных
хижин Метерлинк доверяет поиски истины. Поиски символической птицы
противопоставляют не только бедных богатым. Они противопоставляют романтическую
«Синюю птицу» символистской драматургии Метерлинка. Там был застывший, мертвый
мир – здесь все в движении, здесь смысл в поиске, в походе. Там все было
заранее задано, все изначально обусловлено, и человек был марионеткой в руках
идеалистического детерминизма – здесь все впереди, все зависит от поисков, от
инициативы, смелости искателей истины. И сам процесс поисков, само движение
возвышает людей, совершенствует их, открывает перед ними новые горизонты».
В течение нескольких лет «Синяя птица» обошла сцены всего мира и
драматург получил такое количество писем с просьбой продолжить рассказ о своих
героях, что в 1918 году написал продолжение «Синей птицы» под названием
«Обручение», в котором завершил историю мальчика Тильтиля.
Кроме пьес писатель выпустил несколько критических книг и сборников
стихов. Особой известностью также пользовалась пьеса Метерлинка «Бургомистр
Стильмонда» (1918), в которой он призывал к сопротивлению против немецких
захватчиков. Впоследствии это произведение послужило причиной переезда писателя
в США.
В 1911 году Метерлинку была присуждена Нобелевская премия по литературе
«за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические
произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».
Однако драматург тяжело болел и не смог поехать в Швецию на ее вручение.
С началом Первой мировой войны Метерлинк пытается записаться в
бельгийскую гражданскую гвардию, но его патриотический порыв отклонили изза
возраста. Чтобы помочь своей стране, писатель отправился в длительное
лекционное турне по городам Европы и Америки. Все вырученные деньги он отдавал
в Фонд обороны. Эта поездка была и своеобразным решением семейной драмы, его
отношения с Леблан ухудшились, и вскоре они расстались.
В 1919 году Метерлинк снова женился, на сей раз на молодой актрисе Р.
Даон, исполнявшей роль в «Синей птице». Они поселились в столице Франции. В это
время он окончательно отошел от драматургии и опубликовал еще одну философскую
книгу – «Жизнь термитов». Под видом муравейника Метерлинк изобразил
тоталитарное государство, которое постепенно начало складываться в некоторых
европейских странах. Он показал превращение людей в механических, тупых
исполнителей чужой воли.
|
|