|
операцию. Однако у него начался перитонит и в 12 часов дня 18 января 1936 года
Киплинг скончался.
Похоронили Киплинга в «Уголке поэтов» Вестминстерского аббатства.
МОРИС МЕТЕРЛИНК
(1862–1949)
Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в
бельгийском городе Генте. Отец его был нотариусом, мать – дочерью
преуспевающего юриста. Семья Метерлинков была весьма состоятельной и
пользовалась в городе большим уважением.
До двенадцати лет Мориса обучали домашние учителя. Как потом он сам
вспоминал, детство «провел меж двумя монастырями», там «полный почтения слушал
речи о добром господе, о святой деве, об ангелах и небесном блаженстве». Затем
в 1874 году его отдали в иезуитский коллеж, где Метерлинк, по его признанию,
провел среди отцов иезуитов «самое неприятное время» своей жизни.
Мальчика начали готовить в преемники отцу по профессии. Однако вопреки
семейной традиции Морис совершенно не интересовался историей и правом и отдавал
все свободное время литературе и музыке. И, тем не менее, когда он закончил
колледж в 1881 году, отец настоял, чтобы его единственный сын поступил на
юридический факультет Гентского университета. Однако все свободное время Морис
попрежнему проводил среди книг. Получив в 1885 году диплом, опятьтаки по
настоянию родителей он уехал в Париж, чтобы продолжить образование в Сорбонне.
Но, вырвавшись изпод опеки, Метерлинк все свое время посвящал литературе и
музыке.
В Париже юноша жил в доме знакомого семьи – известного
писателясимволиста Жориса Гюисманса. В его доме Морис познакомился с известным
поэтом Вилье де ЛилльАданом. Никто и никогда так не потрясал Метерлинка, по
его признанию. Под его влиянием Метерлинк осознал свое литературное дарование и
с помощью Гюисманса напечатал свой первый труд – вольный перевод книги
фламандского философамистика Я. Раусбрука «Украшение любовного брака».
В 1886 году состоялся литературный дебют Мориса – в парижском
ежемесячнике «Плеяда» была напечатана его новелла «Убийство невинных».
Но, возвратившись в Гент, Метерлинк поступил в отцовскую фирму и начал
работать юристом. Однако все свободное время он попрежнему посвящал литературе,
а свои сочинения печатал во Франции, чтобы родные не узнали о его занятиях.
В 1889 году, опятьтаки в Париже, Метерлинк выпустил первую книгу –
сборник стихов «Теплицы». Попросив у матери 250 франков, Морис издал в том же
году в Брюсселе свою первую пьесу, «Принцессу Мален». Ее сюжет заимствован из
сказки братьев Гримм. Но Метерлинк превратил традиционную историю о злой
королеве, которая губит своих детей, в напряженную драму о поединке героини и
злого рока.
Штук пятнадцать книг было раскуплено, с десяток автор раздарил друзьям,
казалось, на этом все и закончилось. Громом среди ясного неба было появление в
парижской «Фигаро» 24 августа 1890 года статьи известного критика Октава Мирбо,
в которой сообщалось, что некто Морис Метерлинк создал «самое гениальное
произведение нашего времени».
Мирбо написал письмо Морису, в котором доказывал, что ему необходимо
посвящать все свое время литературе. Вмешательство критика помогло сломать
сопротивление родителей. Метерлинк оставил юридическую практику и одну за
другой написал несколько пьес «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь
принцесс» (1891), «Пелеас и Мелисанда» (1892). Большинство из них были основаны
на традиционных сказочных сюжетах, но в каждой автор предлагал нетрадиционную
развязку. Конечно, неожиданным было и то, что сказки не всегда кончались
счастливо. Герои Метерлинка попадали в самые замысловатые приключения,
совершали долгие путешествия и одерживали победы над силами природы и рока.
Я. Цисарж писал: «К 1900 году Метерлинк создал ряд пьес («Слепые»,
«Пелеас и Мелисанда», «Смерть Тентажиля»), где внутренний мир человека
представлен в виде аллегории. Внешнее действие, поступки персонажей не столь
существенны, они либо фон, либо вообще отсутствуют. Герои его пьес пребывают в
некоем изначально заданном и практически неизменном состоянии, которое, по
мысли автора, и есть искомый символ, «область души», проводник и свидетель
внутренней сути».
А вот характеристика ранних произведений писателя, данная в книге
«Великие писатели XX века»:
«Многозначность символа заложена в основу пьесы М. Метерлинка «Слепые».
Драматург придумывает странную землю – остров в океане, – населенную незрячими
людьми. Блуждая в темноте, страхе и холоде, слепые ожидают прихода Неизвестного,
своего рода мессии, который вызволит их из мрака. Шаги Неизвестного
приближаются, но его видит лишь зрячий ребенок на руках у самой юной слепой.
Жизнь стариков слепых на острове можно отождествить с судьбой
человеческой цивилизации; океан – образсимвол смерти; мертвый проводник
проповедует религию, от которой человечество уже отпадает; маяк на берегу
океана – наука; ребенок на руках у слепой – образсимвол нового,
трансцендентальномистического искусства. Такова традиционная дешифровка
образной системы М. Метерлинка; но символ на то и символ, чтобы количество его
трактовок было неограниченным.
Мир символистских произведений М. Метерлинка неуютен, безотраден, движим
воздействием сил, направленных против человека. Источник этих сил кроется в
Неизвестном. Неизвестное может отождествляться у драматурга с образом смерти
|
|