Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
использовал новые строфические принципы.
      Неординарность мышления Бродского, его огромный авторитет среди 
единомышленников привели к тому, что власти обратили на него внимание и 
признали его творчество и его поведение опасным. В феврале 1964 года Бродский 
был арестован и осужден по ложному обвинению в тунеядстве, после чего его на 
пять лет выслали из Ленинграда на север.
      Ссылка в Норенскую стала своеобразной «Болдинской осенью» поэта. Здесь 
окончательно сформулировалась «неоклассическая» позиция поэта в «Стихах на 
смерть Т.С. Элиота» (1965).
      В сентябре 1965 года в результате вмешательства видных деятелей 
европейской культуры, вызванного публикацией на Западе записи судебного 
процесса (сделаны Ф. Вигдоровой), Бродский был досрочно освобожден. 18 месяцев, 
проведенных поэтом в ссылке, принесли ему мировую известность. В 1965 году в 
НьюЙорке вышла книга «Стихотворения и поэмы», составленная Г. Струве, в 1966 
году – французское, немецкое и голландское издания. Всего же, не считая 
многочисленных публикаций в периодике – как в эмигрантской, так и в переводах 
на другие языки, – на момент отъезда из России у Бродского вышло 8 книг на 
различных языках, включая сербский, чешский и иврит.
      Жизнь, казалось бы, налаживалась. Власти, конечно, держали его под 
наблюдением, но возможность зарабатывать литературным трудом (поденными 
переводами) появилась. Уладились (на время) и личные дела. В 1967 году у поэта 
родился сын Андрей. Однако книга стихотворений «Зимняя почта» под давлением 
властей так и не увидела свет.
      Растущее чувство отчуждения, унижение и отчаяние отражены в стихах, таких 
как «Речь о пролитом молоке», «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), «Строфы» 
(1968), «Конец прекрасной эпохи» (1969), «Осень выгоняет меня из парка» (1970), 
в поэме о жизни и смерти лучшей части души в дурдоме окружающей 
действительности – «Горчаков и Горбунов» (1968).
      Незадолго до эмиграции в «Заметке о Соловьеве» Бродский написал о том, 
что «человек, создавший мир в себе и носящий его, рано или поздно становится 
инородным телом в той среде, где он обитает. И на него начинают действовать все 
физические законы: сжатия, вытеснения, уничтожения». Подобная судьба настигла 
самого поэта: 4 июня 1972 года самолет с изгнанным поэтом на борту приземлился 
в Вене. Накануне отъезда из СССР Бродский написал открытое письмо Брежневу, 
проникнутое уверенностью в возвращении на родину «во плоти или на бумаге»: 
«…даже если моему народу не нужно мое тело, душе моя ему еще пригодится».
      Запад встретил Бродского приветливо, дал возможность нормально жить и 
работать. Приезд поэта был отчасти подготовлен выходом в 1970 году в 
ньюйоркском издательстве им. Чехова сборника «Остановка в пустыне». За выходом 
сборника последовало избрание поэта членом Баварской академии изящных искусств.
      В июне–июле 1972 года Бродский выступил в Лондоне и Оксфорде. Далее он 
принял предложение К. Проффера поработать в Мичиганском университете и 
поселился у Великих озер, в АннАрборе. С этого времени и буквально до 
последних дней жизни Бродский почти двадцать четыре года преподавал в различных 
американских университетах: Мичиганском, Колумбийском, Ньюйоркском, в 
Квинсколледже (НьюЙорк). В 1980 году он принял постоянную профессорскую 
должность в престижных «Пяти колледжах» Массачусетса.
      Профессорские обязанности надолго стали чуть ли не единственным 
постоянным заработком. Когда выступавшего перед соотечественниками Бродского не 
без сочувствия спросили, как он относится к преподаванию, он ответил: «С 
энтузиазмом, ибо этот вид деятельности дает возможность беседовать 
исключительно о том, что мне интересно». Свидетелями этих бесед стали не только 
студенты, но и читатели Бродского.
      Эмиграция поэта совпала с началом второго периода его творчества, 
связанного с освоением опыта английских «метафизиков». В стихотворениях «Я как 
Улисс», «Рождественский романс», «Июльское интермеццо» и некоторых других он 
заявил себя как поэтфилософ.
      Если рассматривать особенности поэзии Бродского этого периода, то 
обращает на себя внимание необычная композиция его стихов. Вместо строки он 
использует блок, который включает в себя целую строфу, а иногда и несколько 
строф. Бродский часто писал стихи, практически состоящие из одного предложения, 
как, например, он делает это в своем стихотворении «Часть речи». Так же часто 
он использует циклический принцип построения стихов, добавляя к уже 
установившимся символам смерти, мира, покоя. Как бы предвидя свою судьбу, он 
написал «Письма римскому другу», пытаясь создать мир в самом себе.
      Поэта много издавали и на русском, и на английском языках. В 1973 году 
вышел первый английский сборник поэта «Избранные поэмы». В 1977 году 
издательство «Ардис» опубликовало сборники «Конец прекрасной эпохи. 
Стихотворения 1963–1971», «Часть речи. Стихотворения 1972–1976» и отдельное 
издание цикла «В Англии». В 1977 году выходит книга «A Part of Speech», 
включающая автопереводы Бродского на английский и написанную им поанглийски 
элегию на смерть Роберта Лоуэлла. Одновременно, начиная с середины семидесятых 
годов, в американской периодике публикуются эссе Бродского на английском языке.
      С 1982 по 1987 год «Ардис» выпустил «Римские элегии», книгу любовной 
лирики «Новые стансы к Августе. Стихи к М.Б. 1962–1982», пьесу «Мрамор», 
сборник «Урания». В 1986 году Бродский опубликовал том эссе «Меньше чем 
единица», удостоенный премии Национального совета критиков США. В 1988 году 
вышел в свет сборник «Урания: избранные поэмы 1965–1985», содержащий, помимо 
автопереводов, уже несколько стихотворений, в оригинале написанных поанглийски.
 В 1990 году поэт опубликовал сборник «Примечания папоротника» и пьесу 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-