|
«Демократия!». В 1991 году в итальянском переводе вышла книга Бродского о
Венеции.
Список наград и почетных титулов не менее внушителен. Бродский стал
членом Американской Академии, доктором Йельского университета (1978). В 1979
году книга его итальянских переводов, выполненных Джованни Буттафавой,
удостоилась сразу двух литературных премий. В 1981 году он получает на пять лет
стипендию «гениев» фонда Макартура.
В 1987 году его ждала самая большая награда – поэту присуждается
Нобелевская премия по литературе. На церемонии присуждения он прочитывает свою
блистательную нобелевскую лекцию, в которой, в частности, оттачивает концепцию
приоритета языка: «Быть может, самое святое, что у нас есть – это наш язык…»
Л. Турбина замечает: «В своей нобелевской речи он провозглашает себя
прежде всего человеком частным, приватным, то есть не представляющим никакого –
ни государственного, ни общественного – объединения, а только других поэтов,
«память о тех, кого эта честь миновала». К ним он относит Осипа Мандельштама,
Марину Цветаеву, Роберта Фроста, Анну Ахматову, Уистана Одена – поэт признается,
что их тени смущают его постоянно, не поощряя к красноречию: «Быть лучше их на
бумаге невозможно; невозможно быть лучше их в жизни». Далее он объявляет
занятия искусством самой древней и наиболее буквальной формой частного
предпринимательства, которое невольно поощряет в человеке ощущение
индивидуальности, превращая его из общественного животного в личность. По
мнению Бродского, одна из заслуг литературы в том и состоит, что она помогает
человеку уточнить время его существования: язык, литература – это всегда
«сегодня». Далее он продолжает свою мысль о превосходстве эстетического над
нравственным, указывая, что человек с развитым художественным вкусом никогда не
поддастся на ложные политические уловки, «потому что зло – всегда плохой
стилист», независимый от общества. В идеале поэт, по мнению Бродского,
абсолютно зависит от языка: «Поэт есть средство существования языка, он – тот,
кем язык жив, а стихотворение – колоссальный ускоритель сознания, мышления,
мироощущения»».
Начиная с 1988 года стихи Бродского возвратились на Родину. В августе
1990 вышли два первых отечественных сборника: «Назидание» и «Осенний крик
ястреба». За ними последовало еще два десятка изданий.
В мае 1991 года Бродский занял пост поэталауреата США, в июне того же
года получил мантию доктора Оксфордского университета. В том же году он стал
кавалером ордена Почетного легиона.
Еще в 1980 году Бродский стал гражданином США. Дольше всего жил в Америке
поэт в своей ньюйоркской квартире на Мортонстрит, расположенной в
респектабельной части ГринвичВиллидж.
Последние годы жизни Бродский провел в небольшом городке СаутХэдли
неподалеку от НьюЙорка, где читал лекции в местном колледже.
Несмотря на всю горечь, которую он испытал, покинув родину, Бродский
считал, что эмиграция дала ему редкую возможность остаться самим собой,
погрузиться в стихию родного языка. Вот почему он и создал тот параллельный мир,
который может понять не всякий, а только человек, способный к восприятию
внутренних законов творчества.
Литература для Бродского – не общение, а одинокое познание, рано или
поздно приводящее автора в изгнание. Постепенно писатель, говорил Бродский,
приходит к выводу, что он обречен жить в безнадежной изоляции: «На определенном
этапе это, точно, чувство некомфортабельное до тех пор, пока вы не осознаете, в
чем дело… Человек – существо автономное, и на протяжении всей жизни ваша
автономность более увеличивается. Это можно уподобить космическому аппарату:
поначалу на него в известной степени воздействует сила притяжения – к дому, к
базе, к вашему естественному Байконуру. Но по мере того как человек удаляется в
пространство, он начинает подчиняться другим, внешним законам гравитации».
Но в последние годы судьба поэта переменилась. 1 сентября 1990 года в
Стокгольме состоялось его бракосочетание с Марией Содзани, а 9 июня 1993 года
родилась их дочь, маленькая Анна Мария Александра, названная так в честь Анны
Ахматовой, Марии Моисеевны и Александра Ивановича Бродских. Этим двум женщинам
– Марии и Анне – Бродский обязан счастьем своего прощального взлета.
В начале девяностых годов Бродский перенес вторую операцию на сердце.
Предстояла третья. Однако он продолжал преподавать, писал стихи и прозу.
«Последние произведения преисполнены горестными настроениями поэтастоика
об «итогах» бытия, – пишет Е.М. Петрушанская. – Творчество предстает как
главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты. Поэзия как
высшее выражение языка есть противостояние «ничто»». По воле Бродского, его
последнюю поэтическую книгу «Пейзаж с наводнением» завершает стихотворение со
строками:
Меня упрекали во всем, окромя погоды…
…общего, может, небытия броня
ценит попытки ее превращенья в сито
и за отверстие поблагодарит меня.
Поэт умер от сердечного приступа в ночь на 28 января 1996 года.
ПРЕМИЯ МИРА
ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ
|
|