|
Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться
перед немецкими офицерами, – это, как и сам гуманистический дух рассказа, было
отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба
человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире – нового большого
этапа в развитии литературы».
Умер Шолохов 21 февраля 1984 года в родной станице.
СЭМЮЭЛ БЕККЕТ
(1906–1989)
Ирландский драматург Беккет – один из самых известных представителей
авангардной литературы XX века. По насыщенности слова его сравнивают с Джойсом,
а по умению показать тщету и безысходность человеческого существования – с
Кафкой.
Сэмюэл Баркли Беккет родился 13 апреля 1906 года в Фоксроке, пригороде
Дублина, в семье предпринимателя. В четырнадцать лет Сэмюэл начал учебу в
школеинтернате «Портора Ройял» в маленьком городке Эннискиллен в Северной
Ирландии, где занимались в основном мальчики из англоирландских буржуазных
семей. По ее окончании в 1923 году юноша поступил в дублинский колледж Святой
Троицы. Здесь он изучал новейшую литературу, французский и итальянский языки и
был страстным спортсменом. Получив в 1927 году диплом бакалавра, Сэмюэл стал
учителем в Белфасте. После недолгого учительства в Белфасте с 1928 года он
преподавал английский язык и литературу в парижской Высшей Нормальной школе. В
столице Франции он помог своему полуслепому земляку Джеймсу Джойсу в работе над
романом «Поминки по Финнегану».
В 1930 году Беккет вернулся в Тринитиколледж, где занял место
преподавателя французской литературы. В 1931 году он получил ученую степень, и
в том же году написал эссе о Марселе Прусте. В этом эссе Беккет сформулировал
свои представления об искусстве («восторг одиночества»).
В его жизни наступил период странствий: Беккет поочередно живет в Лондоне,
во Франции, Германии и Италии.
В 1934 году появился в свет первый сборник рассказов Беккета «Больше
кнутов, чем пряников». Ни он, ни последующий роман «Мэрфи» (1938) не принесли
писателю славы.
В 1937 году Беккет решил обосноваться в Париже (год спустя он был тяжело
ранен ножом). Другое событие 1938 года было несравненно радостнее: Сэмюэл
познакомился с будущей подругой жизни, пианисткой Сюзанной ДешевоДюмениль.
В 1940 году Франция оккупирована Германией. Будучи гражданином
нейтральной страны, Беккет мог чувствовать себя в безопасности, но в 1941 году
он присоединился к движению Сопротивления. Когда в 1942 году гестапо арестовало
несколько членов его группы, Беккет вместе со своей подругой бежал от гестапо в
неоккупированную южную Францию, в деревню Руссийон, где написал малоизвестный
роман «Уотт» (опубликован в 1953 году).
В 1945 году Беккет возвратился на родину, но ненадолго, и вскоре снова
оказался во Франции, на этот раз в качестве переводчика ирландского Красного
Креста при военном госпитале СенЛо в Нормандии. Он решил окончательно
обосноваться в Париже.
Между 1946 и 1949 годами писатель написал несколько рассказов и романов,
а также две пьесы: «Элефтерия» и «В ожидании Годо».
Сначала многолетней сподвижнице Беккета Сюзанне ДешевоДюмениль удалось
«пристроить» роман «Моллой», который стал первым в трилогии. В нем, как и в
двух других романах, – «Малон умирает» (1951) и «Неназываемый» (1953), Беккет
развивал традиции литературы «потока сознания». Благодаря успеху «Моллоя», а
книга получила восторженный прием у французской критики, издатель решается
выпустить в свет пьесу «В ожидании Годо».
Будучи поставлена в небольшом парижском «Театр де Бабилон» в январе 1953
года, именно эта пьеса принесла Беккету мировую славу.
Как пишет П. Полоцкий: «Лейтмотивом пьесы стало обычное для человека и
человечества состояние – ожидание перемен, чуда. Мессии. В ожидании проводят
всю свою жизнь двое бродяг – Владимир и Эстрагон. Пространство и время для них
остановились. Дорога и засохшее дерево – символы остановившегося движения.
Повторы одних и тех же движений, жестов, реплик, симметричные сцены
символизируют остановившееся время.
Беккет наполнил пьесу мрачными парадоксами, абсурдистскими эффектами.
Владимир и Эстрагон ожидают Годо, своего спасителя, своего Мессию, мальчик
(посланник Годо) дважды сообщит о его прибытии. Но ясно, что Годо никогда не
придет. Есть подозрение, что и сам Годо существует лишь в воображении бродяг.
Они как будто поражены параличом. Их движения и реплики заторможены, хотя и не
лишены своеобразного абсурдистского юмора.
В пьесе ничего не происходит. Или почти ничего. Иначе говоря, отсутствует
активное действие – обязательный атрибут традиционной драмы. Учитывая это,
драматург вводит в пьесу элементы комедиибуфф, клоунады. Дважды появляются
странные персонажи – Поццо и Дакки Первый – самодовольный хозяин, второй –
бессловесный раб, носильщик, разгуливающий по сцене на четвереньках, с петлей
на шее. Впрочем, во время второго появления Поццо столь же жалок, как и его
слуга: он ослеп».
Действие большинства пьес драматурга разворачивается в абстрактной манере.
Трагедия человечества доведена Беккетом до абсурда в финале в пьесе «Эндшпиль»
(1957), где изображены последние обитатели Земли. Здесь показан распад
отношений между хозяином Хаммом и его слугой Кловом, которые находятся в
|
|