Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: «Тихий 
Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение 
общерусское, национальное, народное».
      Уже в 1934 году два первых тома романа «Тихий Дон» появились на Западе. 
Известная немецкая писательница Анна Зегерс позже написала о первых томах 
«Тихого Дона»: «…Когда мы читали… перевод, мы поняли, что происходило со старым 
народом в новой стране. Мы проглотили огромный кусок жизни, который Шолохов 
бросил нам, страшно голодным, страшно голодным до правды. И казалось, будто он 
при этом крикнул: «Вы хотите знать всё, здесь это всё!»».
      Этот роман сразу же прославил молодого писателя. Но эта слава оказалась 
для Шолохова безрадостной. Вскоре началась планомерная травля писателя, 
вызванная тем, что в своем романе он не стал придерживаться установленной точки 
зрения на революционные события и отразил их не так, как положено. Свою роль 
сыграло и письмо Сталина, в котором он писал, что не согласен с авторской 
трактовкой образов коммунистов.
      В 1932 году он закончил первую часть романа «Поднятая целина», 
посвященную событиям коллективизации на Дону. И в этом романе писатель пытался 
откровенно рассказать о трагедии донских казаков. Пожалуй, это лучшая книга о 
советской деревне, написанная по горячим следам исторических событий.
      Как и в «Тихом Доне», Шолохов проявил себя здесь тонким мастером 
психологического портрета, раскрывающего душу человека во всей ее цельности и 
сложности. Писатель показал людей в многообразии проявлений их душевного мира, 
в самых различных столкновениях с окружающей их действительностью и друг с 
другом.
      «Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» 
Разметнов и др.) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно,
 в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и 
потом», – пишет С.И. Кормилов. – Но во многом произведение устраивало Сталина. 
Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность 
коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала 
иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным 
образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные 
программы, став обязательным для изучения произведением».
      В сороковые–пятидесятые годы писатель подверг первый том «Поднятой 
целины» существенной переработке, а в 1960 году завершил работу над вторым 
томом, где уже доминировала официальная, а не авторская точка зрения.
      Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом. 
В военные и послевоенные годы на страницах газет появлялись очерки Михаила 
Шолохова, известный его рассказ «Наука ненависти» (1942), публицистические 
статьи.
      «Если в мировой истории, – писал Шолохов, – не было войны столь 
кровопролитной и разрушительной, как война 1941–1945 годов, то никогда никакая 
армия в мире, кроме родной Красной Армии, не одерживала побед более 
блистательных, и ни одна армия, кроме нашей армиипобедительницы, не вставала 
перед изумленным взором человечества в таком сиянии славы, могущества и 
величия».
      Еще в годы Великой Отечественной войны (1943) он начал роман «Они 
сражались за родину». Снова на первом плане судьбы людей, за которыми видны и 
через которые показаны огромные события в жизни народа. Писатель заставляет 
полюбить своих героев, вместе с ними идти путем борьбы, переживать с ними 
горечь и боль утрат, жгучую ненависть к врагу, жить их светлой, мужественной 
верой в победу. К сожалению, это произведение так и не было завершено.
      В 1965 году автору «Тихого Дона» была присуждена Нобелевская премия «в 
знак признания художественной силы, и в частности, создателю эпохального 
произведения об исторических годах в жизни русского народа». При вручении 
премии Шолохов подчеркнул, что его целью было «превознести нацию тружеников, 
строителей и героев».
      В течение последних сорока лет жизни Шолохов занимался общественной 
деятельностью и писал очень мало. Аналогичным образом вели себя и некоторые 
другие советские писатели, лишенные свободы творчества. Можно сказать, что 
Шолохов создал свои лучшие произведения вопреки требованиям «социалистического 
реализма», несмотря на ограничения, которые налагала цензура.
      Была еще одна причина, мешавшая работать. Некоторые критики ставили под 
сомнение авторство Шолохова «Тихий Дон». Они посчитали, что когда писатель 
приступил к работе над романом «Тихий Дон», он был еще совсем юным и не мог в 
силу своего возраста написать такое потрясающее, психологически тонкое и 
глубокое эпическое произведение. Творчество Шолохова подвергали тщательному 
анализу, сравнивали язык и стиль ранних и поздних произведений писателя.
      К счастью, писателя поддержала не только официальная критика, но и 
читатели, для которых он оставался самобытным писателем с огромным талантом.
      В доказательство самобытности таланта Шолохова приводили его последнее 
произведение «Судьба человека», в котором в полной мере проявилось мастерство 
писателя. Это небольшое произведение даже называли «рассказомэпопеей» – 
настолько объемным было его содержание, настолько совершенной композиция.
      «После войны Шолоховпублицист отдал щедрую дань официозной 
государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно 
высокого достоинства – рассказом «Судьба человека» (1956), – пишет С.И. 
Кормилов. – Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в 
подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог 
появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-