|
круглой комнате с двумя окнами под самым потолком. Само действие можно
рассматривать как символическое воссоздание распада личности в миг смерти,
когда нарушается связь между ее духовной и физической сущностями человека.
В одноактной пьесе «Последняя лента Краппа» (1958) старик слушает
собственную исповедь, записанную в более ранние и счастливые годы, и
воспринимает свой более молодой голос как принадлежащий совершенному незнакомцу.
В «Счастливых днях» (1961) погребенная в земле женщина находит надежду в
маленьких повседневных вещах, пришедших на память в монологе, который она
мысленно ведет со своим мужем.
В пьесе «Игра» (1963) представлены угасающие сознания трех персонажей,
чьи отношения, определяемые банальным любовным треугольником, оказались
перенесенными в вечность.
Вот что пишет Я. Цисарж об этой пьесе:
«Все уже произошло, и играть уже нечего: все сюжеты, ситуации, приемы
окончательно исчерпаны. Настоящего нет – есть только прошлое, и
действительности тоже нет – есть одни грезы, сны, воспоминания, нет и
конкретных персонажей – только маски, навязанные прежней жизнью. И еще –
бессилье разума, пустопорожние раздумья. Трагично ли это? Или, напротив, некий
выход? Может быть, жизнь полна отчаяния и абсурда лишь до тех пор, пока человек
верит, что может чегото достичь? Пока человек надеется, что в состоянии
познать себя, а стало быть, приблизиться к познанию окружающего его мира? И
тогда, отказавшись от этих бессмысленных и бесперспективных притязаний, он
порвет наконец со всем тем, что мы называем виной, надеждой, жертвенностью,
искуплением, совестью и свободой; ему останется лишь его неубывающее
одиночество – но, кто знает, возможно, именно они приведут человека к истинному
освобождению.
В конечном счете все сводится к одному: есть ли хоть какойто смысл в
человеческом бытие? И если его нет, к чему вообще чтото предпринимать? Может
быть, честное признание в том, что жизнь человека и любые его поступки
изначально хаотичны и бесперспективны, и есть единственная возможность
человечества освободиться от этого экзистенциального абсурда? Творчество
Беккета не дает прямого и очевидного ответа на этот вопрос. Очевидно другое:
подвергая сомнению смысл и пользу всякой человеческой деятельности, Беккет тем
самым невольно разрушает или, точнее, призывает к пересмотру основополагающих
принципов, на которые драма опиралась со времен своего возникновения. Вне
всяких сомнений, творчество Беккета открыло новые пути для сценического
искусства».
В 1966 году изпод пера писателя вышла короткая пьеса «Приход и уход», в
которой действует группа людей, разыгрывающих пантомиму и произносящих
бессодержательные тексты.
Беккет продолжал писать, но уже не так интенсивно, как в первые
послевоенные годы. Он создал несколько пьес для сцены и радио и прозаические
произведения. Его радиопьесы, такие как «Про всех падающих» (1957), являются
образцом соединения звуковых эффектов, музыки и речи. Короткая телепьеса «Эй,
Джо» (1967) использует возможность телекамеры давать наездом укрупняющий план
человеческого лица, равно как и другие особенности малого экрана. А в
киносценарии «Фильм» (1967) выстраивается впечатляющая последовательность
эпизодов, изображающих тщетные попытки человека укрыться от собственного
взгляда.
Беккет жил в Париже, на время работы перебираясь в небольшой уединенный
дом в долине Марны, неподалеку от города. Целиком посвятив себя творчеству, он
избегал всяческой рекламы, никогда не выступал ни по радио, ни по телевидению и
не давал интервью.
В 1969 году Беккет был удостоен Нобелевской премии по литературе «за
совокупность новаторских произведений в прозе и драматургии, в которых трагизм
современного человека становится его триумфом».
В своей речи представитель Шведской академии К.Р. Гиров отметил, что
глубинный пессимизм Беккета тем не менее «содержит в себе такую любовь к
человечеству, которая лишь возрастает по мере углубления в бездну мерзости и
отчаяния, и, когда отчаяние кажется безграничным, выясняется, что сострадание
не имеет границ».
В это время писатель скрывался от рекламной шумихи и репортеров в
арабской деревушке на севере Африки. Он наотрез отказался от поездки в
Стокгольм на церемонию вручения и от произнесения традиционной нобелевской речи.
Вместо него премия была вручена его французскому издателю Ж. Линдону.
Со временем писательский мир Беккета стал все более причудливым и
малообъяснимым. Вот что рассказывает П. Полоцкий о произведениях драматурга
семидесятых годов:
«Героиня минитрагедии «Звук шагов» (1976) Мэй сомневается в том, была ли
она рождена матерью и, соответственно, жила ли вообще. Персонажи игры помещены
в урны, выделены в темноте сцены перемещающимся лучом прожектора, и тем не
менее они заводят разговор о делах прошлых, о любви, ревности и ненависти.
В пьесе «Не Я» (1973) авторская фантазия создает двух персонажей: это
говорящий Рот и безмолвно внимающий ему Слушатель. Несколько пьес под названием
«Без слов» представляют собой абсурдистские пантомимы».
В восьмидесятые годы Беккет опубликовал произведения, в которых люди с
раздвоенным «я» говорят сами с собой – например, в «Рокаби» (1981) и в
«Огайской импровизации» (1981).
Более поздние произведения Беккета имели тенденцию к максимальной
насыщенности и краткости. Одна из последних пьес «Качкач» (1981) длится 15
|
|