Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
С самого рождения на мальчике лежала своеобразная печать отчуждения: ведь отец 
его не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорожденным. 
(Родители узаконили свои отношения, когда Шолохов был уже подростком.) Свои 
впечатления о детстве он позже отразил в рассказе «Нахаленок».
      С 1913 года Михаил обучался в гимназии. Но в 1918 году учебу прервала 
гражданская война.
      «С 1920 года, – писал Шолохов, – служил и мыкался по Донской земле. Долго 
был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и 
банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных 
переплетах, но за нынешними днями все это забывается.
      Пишу с 1923 года, с этого же года печатаюсь в комсомольских газетах и 
журналах. Первую книжку издал в 1925 году. С 1926 года пишу «Тихий Дон»…»
      В 1923 году Михаил переехал в Москву. На существовавшей тогда бирже труда 
он регистрировался в качестве продовольственного инспектора. Кем только не 
работает он в это время – чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом в 
домоуправлении. И как раз в ту пору он начал упорно учиться писать, работал 
фельетонистом в комсомольской газете «Юношеская правда». Его первые 
произведения – фельетоны – печатались под псевдонимом «М. Шолох». После издания 
книги «Донские рассказы» в издательстве «Новая Москва» Шолохов целиком отдался 
литературному творчеству.
      Известный советский писатель А.С. Серафимович в предисловии с 
удивительной точностью определил черты дарования молодого писателя:
      «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, 
ярко, и рассказываемое чувствуешь – перед глазами стоит. Образный язык, тот 
цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, 
напряжения и правды.
      Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание 
того, о чем рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение выбрать из многих 
признаков наихарактернейшие.
      Все данные за то, что т. Шолохов развертывается в ценного писателя, 
только учиться, только работать над каждой вещью, не торопиться».
      А вот что пишет Ю. Лукин:
      «В «Донских рассказах» молодой писатель разрабатывал большую социальную 
тему. Он показывал, какие бурные волны ходили по «тихому» Дону в годы 
гражданской войны, в годы коллективизации, как взламывала революция старый 
уклад казачьей жизни. Описывая ожесточенную классовую борьбу, Шолохов все время 
подчеркивал уже в ранних своих произведениях, сколь сложен этот процесс сам по 
себе, сколь сложно отражается он в сознании людей, в их психике, в их поступках.

      С самого начала своего творческого пути писатель поставил перед собою 
ясную, благородную задачу – писать правду. Этой цели он остался верен на всю 
жизнь. Суровыми встают перед читателем рассказов картины борьбы за светлую, 
новую долю народную. Не только класс борется против класса – многие семьи 
становятся ареной этой борьбы.
      В разных лагерях оказываются иной раз отец и сын, братья, самые близкие 
друг другу по крови люди.
      Таковы сюжеты рассказов «Родинка», «Червоточина», «Бахчевник», 
«Коловерть», «Продкомиссар»».
      Летом 1924 года Шолохов вернулся в станицу Вешенская. К тому времени он 
уже женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты, 
достаточно образованного для своего времени человека. В Вешенской Шолохов почти 
безвыездно прожил всю оставшуюся жизнь.
      Вернувшись на родину, Шолохов вплотную занялся литературным творчеством. 
В 1926 году вышел его второй сборник рассказов «Лазоревая степь».
      С 1926 по 1940 год Шолохов работал над большим эпическим повествованием 
под названием «Тихий Дон», принесшим ему мировую славу.
      Особенно мучительно и трудно дались Шолохову две последние книги. Он не 
приукрашивает суровой жизненной правды и оставляет своего героя на распутье. 
Писатель не захотел следовать установившейся в социалистической литературе 
традиции, согласно которой герой обязательно перевоспитывался в ходе революции 
и гражданской войны. Пережив страшные и драматические события, потеряв 
практически всех своих близких, Григорий, подобно миллионам русских людей, 
оказался духовно опустошенным. Он не знает, что будет делать дальше и сумеет ли 
вообще жить. Именно этим шолоховский герой интересен читателю, который 
переживает трагическую судьбу отдельного человека и всего казачьего рода как 
свою собственную.
      Шолохов широко использовал неисчерпаемые богатства русского литературного 
и живого, разговорного языка. Своеобычно, тонко проявляется в «Тихом Доне» 
внутреннее средство его художественного строя с образностью и глубоко 
воспринятым ритмом народной песенности. Образность этого произведения во многом 
развилась непосредственно на основе устного творчества родного народа.
      «…Люди у него не нарисованные, не выписанные, – говорит об авторе «Тихого 
Дона» А.С. Серафимович, – это не на бумаге. А вывалились живой сверкающей 
толпой, и у каждого свой нос, свои морщинки, свои глаза с лучиками в углах, 
свой говор. Каждый посвоему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех; 
каждый посвоему ненавидит. И любовь сверкает, искрится и несчастна у каждого 
посвоему».
      В 1942 году писатель А.Н. Толстой на юбилейной сессии Академии наук 
сказал: «…замечательное явление нашей литературы – Михаил Шолохов… В «Тихом 
Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-