|
Именно, в годы войны он завершил труд «Бытие и ничто» (1943), который
становится настольной книгой для молодежи того времени.
«Для того чтобы понять, в чем сила и значение Сартра, необходимо
познакомиться с его философской работой «Бытие и ничто», – считает Я. Цисарж. –
Сартр утверждал, что сначала человек – ничто, и лишь неустанное самосозидание
может позволить ему стать кемто. Личность «осуждена быть свободной», но в
самой свободе заключена возможность так называемого ангажированного поведения,
т е. такого, которое предполагает активное участие в жизни. Вряд ли будет
преувеличением сказать, что понятие «ангажированности» – активной общественной
позиции – является ключевым в жизни и творчестве Сартра».
В 1945 году Сартр основал философский журнал «Современность» и вместе с
Камю стал во главе европейского экзистенциализма. Особенно плодотворной стала
литературная деятельность Сартра в послевоенные годы.
Шедевром Сартра называл Андре Жид его пьесу «Почтительная потаскушка»
(1946). Совесть не позволяет проститутке дать ложные показания против негра –
даже за большие деньги. Эта пьеса затрагивала проблемы расизма в США и имела
подчеркнуто политическую направленность.
«В драме «Грязные руки» (1948), которая обошла многие театры мира, Сартр
вновь обращается к политизированному сюжету – здесь с резкими нападками он
обрушился на коммунистический режим, – пишет Я. Цисарж. – В «Троянках» мощно
звучит его гневный протест против французской колониальной войны в Алжире.
Сартра практически не занимали эксперименты с формой драматического
произведения, он никогда не ставил перед собой задачи изменить специфику
театрального дела, не стремился придать своим работам особую театральную
изощренность, не выдвигал новых театральных идей – напротив, он предпочитал
использовать традиционные и проверенные сценические приемы, не думая о том, что
комуто они могут показаться устаревшими. И делал это последовательно и
целенаправленно, потому что главное для него – содержательность, мысль,
отточенность интеллектуальных формулировок, философская сторона его пьес».
Несмотря на то что Сартр в драме «Грязные руки» изобличил коммунизм в
бесчеловечности, он, тем не менее, называл себя коммунистом, считая, что только
такая идеология может изменить мир. После окончания войны он участвовал в
создании политической партии левой ориентации, а с 1952 по 1956 год стал членом
Коммунистической партии Франции, принимая самое деятельное участие в движении
левых сил. Венгерские события 1956 года заставили его выступить со статьей
«Призрак Сталина». Но его волновал не только «призрак Сталина», но и призрак
фашизма, возвращающегося во Францию под лозунгом «Алжир – французский» и с его
программой военного подавления освободительного движения народа. Это тема самой
знаменитой, пожалуй, его пьесы «Затворники Альтоны».
Шестидесятые годы – апогей популярности Сартра, и в 1964 году Шведская
академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе «за богатое идеями,
пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное
влияние на наше время».
И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался эту премию принять (сумма
была довольно значительная – двадцать шесть миллионов франков), чем вызвал
самые разноречивые отклики. А он объяснил просто: не принял, потому что это
присуждение премии имело политический смысл и вполне определенный – включение в
буржуазную элиту человека, который всегда выступал против буржуазии: «Если бы у
нас было правительство народного фронта, я бы с удовольствием принял от него
премию», а так это означало возвращение «блудного сына» в ряды буржуазии.
С возрастом позиция писателя стала еще непримиримей. Во второй половине
шестидесятых годов, когда разгорелась война во Вьетнаме, Сартр стал
председателем «общественного трибунала Рассела», целью которого было
расследование фактов геноцида во Вьетнаме.
В 1968 году Сартр приветствовал демонстрации парижских студентов. Но
правительство де Голля довольно быстро навело порядок, а писатель окончательно
махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они «боятся революции».
Чуть раньше он присоединился к основанному английским ученым Б. Расселом
антивоенному движению ученых, впоследствии названному Пагуошским.
Весной 1970 года Сартр стал главным редактором маоистской газеты
«Народное дело» с целью, как он сам рассказывал, в какойто мере обезопасить
своим авторитетом это издание от полицейских преследований.
В последние годы жизни писатель почти ослеп изза глаукомы. Когда он не
смог писать, то стал давать многочисленные интервью. В его доме всегда было
много друзей, поскольку Сартр любил беседовать с ними. Книги и газеты ему
читала вслух жена Симона.
Сартр умер 15 апреля 1980 года и был похоронен в Пантеоне. В некрологе,
опубликованном в день похорон, говорилось: «Он был нашим Жаном Жаком Руссо».
МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905–1984)
Известный финский прозаик Марти Ларни считал, что человеку при жизни не
сооружают памятников: «Но что поделаешь, если Михаил Александрович Шолохов
своим повествовательным искусством уже воздвиг себе памятник в мировой
литературе. И я уверен, что никакие новые течения не способны поколебать его
незыблемое положение ведущего прозаика Европы».
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на хуторе Кружилин
казачьей станицы Вешенская. Его мать А.Д. Кузнецова была дочерью крепостного
крестьянина, а отец А.М. Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы.
|
|