|
бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка – протестант. За столом
каждый из них подсмеивался над религией другого Все было беззлобно: семейная
традиция. Но ребенок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба
вероисповедания ничего не стоят».
В 1917 году мать вновь вышла замуж, и они переехали в ЛаРошель. Но уже
через три года ЖанПоль снова возвратился в Париж и поступил в престижный лицей
Генриха IV. Уже в то время у него проявились литературные способности, и он
начал писать статьи и публиковать их в столичных журналах.
К пятнадцати годам ЖанПоль уже твердо усвоил, что отношения между людьми
так или иначе связаны с насилием. Исторические события только укрепили
подростка в этом мнении. В 1959 году Сартр вспоминал: «Мы знали – мы, люди
моего возраста, – между детством и отрочеством два периода священного насилия.
В 1914 году – война: нам сказали, что она справедлива и что Бог за нас. В 1917
году – русская революция. Со временем у нас немного открылись глаза, и к 1919
году мы возложили надежды на нее… Мы были пропитаны насилием наших отцов… Когда
я поступил в Нормальную школу, никто не осмелился бы сказать, что надо
отказаться от насилия. Нас беспокоило, прежде всего, как его направить и
ограничить… Эта проблема до сих пор существует для нас: мы никогда не выйдем за
ее пределы».
Будучи с 1924 года студентом философского факультета Высшей Нормальной
школы, ЖанПоль много читал. В 1928 году, за год до окончания школы, он
познакомился с Симоной Бовуар. Позже она рассказывала: «У него приятный голос и
большой репертуар, на ежегодном празднике школы он выступает в ревю в роли Г.
Лансона, директора школы, автора стандартного учебника по истории французской
литературы, поет свою партию на мотив «Прекрасной Елены» Оффенбаха, причем с
большим успехом. Американский джаз, негритянские «спиричуэлс» – его страсть».
Выяснилось, что они стремились к одной и той же цели: развенчать
буржуазные ценности и создать новую философию, в основе которой лежала бы
аутентичность. Бовуар была педантичным философом и заставляла Сартра
оперировать неопровержимыми аргументами. Он всю жизнь полагался на ее
редакторское чутье и острый ум. Они заключили договор, который для многих
современных пар стал образцом для подражания: быть вместе, оставаясь при этом
свободными.
После окончания Нормальной школы, Сартр проходил военную службу в
метеорологическом подразделении в Туре. После службы в армии он преподавал
философию в одном из лицеев Гавра. В 1933 году он уехал на год в Германию на
стажировку во Французский институт в Берлине. Здесь Сартр с особым упорством
штудировал труды Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. С тех пор Сартр стал
приверженцем феноменологии Гуссерля, благодаря которой он строил свое
философское здание.
Сартр преподавал в лицеях Лана, Нейи. Вернувшись в 1937 году в Париж, он
продолжал заниматься преподавательской работой, но большую часть времени он
теперь посвящал литературе. Свой первый роман «Тошнота» (1938) Сартр написал
еще в Гавре, но опубликовал его только тогда, когда переселился в Париж. В этом
произведении он описал историю Антуана Рокантена, деятеля французской культуры
XVIII века. Историка Рокантена сначала тошнит от работы, затем – от вещей и
людей. И лишь дойдя до критической точки (когда тошнит от самого себя),
Рокантен достигает полной свободы. Он вынужден отныне придавать смысл своей
жизни собственными поступками: он приговорен к свободе.
Роман сразу же стал популярным, и его даже назвали книгой года. В 1939
году выходит сборник рассказов «Стена».
В последние предвоенные годы также вышли в свет его философские трактаты
«Воображение» (1936), «Воображаемое» (1939), «Эскиз теории эмоций» (1940).
С началом Второй мировой войны Сартра освободили от военной службы изза
слабого зрения, но он все же добился, чтобы его призвали в армию. Правда,
служил он недолго. Уже в 1940 году Сартр попал в плен и какоето время
находился в лагере для военнопленных, расположенном под Триром.
После освобождения по состоянию здоровья, он снова возвратился в Париж и
снова начал преподавать. Одновременно Сартр организовал подпольную группу под
девизом «Социализм и свобода». Вместе с Камю он работал в газете французской
компартии «Комба». Однако, несмотря на такую активную общественнополитическую
деятельность, главным для Сартра оставались его занятия литературой. Он много
писал, в основном драматические произведения.
Чтобы отразить события современности, Сартр обратился к греческим мифам.
В пьесе «Мухи» он пересказал известную историю об Оресте, Электре и
Клитемнестре. В первую очередь Сартра интересовало даже не само убийство
Орестом Эгисфа – тирана, державшего в страхе Микены, – а экзистенциальный
аспект трагической ситуации, в которой оказался Орест. Орест вынужден покинуть
Микены, его поведение предопределено, оно продиктовано обостренным чувством
свободы: человек не имеет права надеяться на Бога и должен всеми средствами
бороться против любого режима, который ограничивает свободу личности.
Следующая пьеса – «За запертой дверью» – представляет собой беседу трех
героев в преисподней. Пьеса написана в жанре традиционной комедии XIX века, в
основе которой, как правило, любовный треугольник. Тем не менее, опираясь на
столь облегченный материал, Сартру удалось подняться до серьезных философских
обобщений. Возможно, именно здесь ему лучше всего удалось высказать и
проиллюстрировать один из основополагающих тезисов экзистенциализма.
Когда немецкие власти поняли, что пьесы Сартра содержат страстный призыв
к борьбе, их постановка была запрещена.
Кроме драматических произведений Сартр писал также философскую прозу.
|
|