|
Провидцем оказался американский критик Мур, писавший в 1939 году:
««Гроздья гнева» будут долго бестселлером. И это несмотря на тот факт, что
почти каждый абзац в книге обычно рассматривался бы как страшно революционный и
богохульный большинством тех, кто будет читать его».
А вот, что писал о романе другой американский критик Д.У. Бич: «Я бы
сказал, что он много выигрывает от обращения к социальным проблемам, столь
жгучим, что их нельзя игнорировать. Он выигрывает от этого в эмоциональной силе.
Но это и выдающееся произведение литературы благодаря тому, что все социальные
проблемы столь эффективно драматизированы в индивидуальных ситуациях и
характерах – прямых, колоритных, прискорбных, шутливых, беспорядочных,
благожелательных, проницательных, храбрых, неграмотных, лояльных, жаждущих,
упрямых, неподатливых, бестолковых… смертных».
За «Гроздья гнева» Стейнбек в 1940 году получает Пулитцеровскую премию.
«Вторая мировая война и опыт, приобретенный Стейнбеком в качестве
военного корреспондента в Европе, изменили его мировоззрение, – пишут авторы
книги «100 писателей XX века». – В пьесе «Луна» (1942), повествующей о жителях
скандинавской деревни, которые оказывают сопротивление немецким захватчикам,
Стейнбек видит главную ценность уже в индивидуализме, а не в коллективизме. В
своих произведениях писатель отходит от социальной критики и все больше
деполитизируется. В «Консервном ряду» (1945) он возвращается к
жизнерадостноироническому тону своих ранних плутовских романов. В «Жемчужине»
(1947) Стейнбек использует форму библейской притчи – равно как и в своем
последнем романе «К востоку от рая» (1952), который принес ему крупный успех (в
1955 году экранизирован с Элией Кейзен и Джеймсом Дином в главных ролях). В
этой лучшей, по его собственному признанию, книге Стейнбек пишет об отношениях
двух братьев с одной и той же женщинойпреступницей и рассказывает историю двух
ее сыновей».
В пятидесятые годы Стейнбек жил в НьюЙорке. К тому времени изменилась
художественная манера прозаика. Продолжая поиски гармоничного идеала
человеческих взаимоотношений, он теперь все чаще предпочитал социальной
действительности сферу отвлеченных этических ценностей. В таком ключе, с
усилением роли символики, метафорическииносказательных интонаций, написаны
«Светло горящий» (1950), «Благостный четверг» (1954), «Однажды была война»
(1958).
В 1961 году появился очередной роман Стейнбека «Зима тревоги нашей»,
своеобразный отклик на нараставшую в США и во всем западном мире атмосферу
социального и духовнонравственного неблагополучия. «Везде зрела тревога, зрело
недовольство и гнев закипал, искал выхода в действии, и чем оно неистовее, тем
лучше Африка, Куба, Южная Америка, Европа, Азия, Ближний Восток – все дрожало
от беспокойства, точно скаковая лошадь перед тем, как взять барьер».
В 1962 году Стейнбек получил Нобелевскую премию по литературе.
Еще через два года «живого классика» по инициативе президента Л. Джонсона
наградили «Медалью свободы». Вместе с тем Стейнбека ценила и «молодая»,
бунтарская Америка, для которой книга очерков «Путешествие с Чарли в поисках
Америки» (1962) послужила своего рода путеводителем по многим существенным
внутриамериканским проблемам, ждущим своего разрешения.
С началом вьетнамской войны Стейнбек поддержал американское вмешательство.
Это хорошо видно в корреспонденциях писателя из Сайгона, куда он отправился в
1965 году. Но прошло немного времени, и позиция Стейнбека стала меняться.
«Создалось впечатление, что мы все глубже и глубже увязаем в трясине, – писал
он в августе 1967 года. – Теперь я полностью убежден, что люди, ведущие эту
войну, не в состоянии ни осмыслить ее, ни удержать события под контролем».
Окончания войны Джон Стейнбек не увидел – он умер 20 декабря 1968 года в
НьюЙорке.
ЖАНПОЛЬ САРТР
(1905–1980)
В своей философской работе «Бытие и ничто» Сартр пишет: «Человек несет
всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и за самого себя как за
определенный способ бытия… Поэтому в жизни нет случайности. Ни одно
общественное событие, возникшее внезапно и увлекшее меня, не приходит извне:
если я мобилизован на войну, это есть моя война, я виновен в ней и я ее
заслуживаю. Я ее заслуживаю прежде всего потому, что мог уклониться от нее –
стать дезертиром или покончить с собой. Раз я этого не сделал, значит, я ее
выбрал, стал ее соучастником».
ЖанПоль Шарль Эмар Леон Эжен Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже.
Его отец, ЖанБатист Сартр, морской офицер, умер, когда мальчику было немногим
более года, и ЖанПоля воспитывала мать, двоюродная сестра Альберта Швейцера.
Мать и сын были настолько привязаны друг к другу, что даже спали в одной
комнате «Я поверял ей все», – писал позже Сартр. Бабушка считала ЖанПоля
гением, мать – будущим великим писателем.
После смерти отца мать переехала к родителям в Медон, под Парижем. С 1911
года они снова жили в Париже, в семье деда, Шарля Швейцера, известного
филологагерманиста, директора и создателя Института современного языка. Дед
настолько привязался к своему внуку, что решил обучать его дома, не дожидаясь,
пока мальчик подрастет. Он пригласил к нему учителей, хотя сам Сартр позднее
писал, что главным учителем для него стала обширная библиотека в дедовом доме.
В автобиографической повести «Слова» (1963) он так рассказывал о своем
детстве: «Когда мне было семь или восемь лет, я жил с овдовевшей матерью у
|
|