|
образование, зарабатывая на него тяжелым физическим трудом.
«Я беден, чертовски беден. Сначала мне нужно накормить других, а уж потом
поесть самому. Я должен жить среди грязной посуды и засаленных фартуков, чтобы
получить право изучать психологию и логику», – писал он, поработав в кафе
городка ПалоАльто.
По окончании школы, в 1920 году, Джон начал изучать морскую биологию в
исследовательском институте Пэсифик Гроув и литературоведение в Стэнфорде,
оплачивая собственную учебу случайными, главным образом сельскохозяйственными,
заработками.
Пять лет спустя он, так и не окончив курса в Стэнфордском университете,
начал свои скитания по дорогам родного штата. Джон работал на ранчо, на
строительстве автострад, мыл пробирки в химической лаборатории, стоял за
прилавком галантерейной лавки. Наконец, он отправился в НьюЙорк, где несколько
месяцев проработал репортером в газеты «Амэрикен».
Осенью 1927 года Джон возвратился в Калифорнию. В августе 1929 года в
одном из второстепенных ньюйоркских издательств выходит в свет первое крупное
произведение Стейнбека – роман «Чаша Господня». Этот историкоромантический
роман рассказывает о знаменитом английском корсаре Генри Моргане. Это сочинение
нельзя признать творческой удачей – чувствуется привязанность автора к
сложившимся беллетристическим штампам.
В 1930 году Стейнбек женился на своей подруге Кэрол Хеннинг. (Всего он
был женат трижды.) Второй его женой в 1943 году стала Гвендолен Конгер, а
третьей – в 1950 году – Элейн Скотт.
Следующие романы молодого автора «Неведомому богу» и «Небесные пастбища»,
опубликованные в самом начале тридцатых годов, отмечены гораздо большей
самобытностью.
«В них впервые выявился круг проблем, философских интересов и
эстетических решений, выделивший Стейнбека среди тогдашних дебютантов, – пишет
А. Малярчик. – Начиная с этих романов на страницы книг Стейнбека приходят
хорошо знакомые ему по собственному опыту простые люди Америки – фермеры,
батраки, пастухимексиканцы, бездомные бродяги. Так создавалась «страна
Стейнбека», охватившая полуостров Монтеррей и долину Салинас в Южной Калифорнии
– местожительство своеобразных и иногда чутьчуть условных персонажей многих
его произведений.
В «Небесных пастбищах» впервые проявляется столь характерный для
Стейнбека глубокий гуманизм, решимость при любых обстоятельствах полагаться на
изначальную склонность людей к добру, верить в чистоту и благородство их
устремлений. Этот современный руссоизм не лишен, разумеется, утопичности, что
осознавалось и самим писателем. Не случайно свой идеал естественности и
независимости поведения и убеждений он связывает в первую очередь с образом
Джона Уайтсайда, печальный конец которого как бы замыкает собой
идейнохудожественную панораму произведения».
Но надо признать, при всем том, ранние книги Стейнбека не привлекли к
нему внимания широкого читателя и критики. Известности писатель добился,
опубликовав роман «Квартал Тортилья Флэт» (1935). Стейнбек получает премию и
золотую медаль за лучшую книгу года, написанную калифорнийцем.
Однако настоящий успех пришел к писателю с публикацией в середине
тридцатых годов социальнокритических романов, первым из которых стал «Схватка
с сомнительным исходом» (1936). В нем описывается забастовка сезонных рабочих,
в ходе которой организаторы провоцируют бесчинства. Это сочинение важно и как
этап эволюции творчества Стейнбека, своеобразной подготовки к роману «Гроздья
гнева». Другим таким «подготовительным романом» стало сочинение «О мышах и
людях» (1937).
«В этом принесшем автору успех произведении Стейнбек в традициях
американского натурализма описывает хорошо знакомую ему среду сезонных рабочих»,
– отмечается в книге «100 писателей XX века». Слабоумный и добродушный
фетишист, который не в состоянии справиться со своими импульсами, становится
убийцей. Единственный друг спасает его от неминуемого линчевания тем, что сам
его убивает. Годами взлелеянный план совместно купить ферму и зажить «как люди»
становится невыполнимым.
В 1939 году вышел в свет роман «Гроздья гнева». Долгое время у книги не
было названия, и лишь в сентябре 1938 года оно появилось. Название понравилось
автору, «потому что это марш, потому что это в наших собственных революционных
традициях и потому что по отношению к этой книге оно имеет большой смысл. Мне
оно нравится, потому что и те люди, которые даже не знают государственный флаг,
знают «Боевой гимн»».
Как пишет Я.Н. Засурский: «Каждая из книг Стейнбека 30х гг. заслуживает
внимания. И каждая из них не похожа на другую по своей тональности. «Гроздья
гнева» отличаются от всех других произведений Стейнбека не только темой, не
только ее решением, но и особой поэтикой, своим, и это, пожалуй, главное,
эпическим характером.
Содержание «Гроздьев гнева» выходит за рамки хроники переезда семейства
Джоудов из Оклахомы в Калифорнию. Это подчеркивает и своеобразная композиция
книги, отличающая ее от других произведений Стейнбека. Главы, повествующие о
судьбе Джоудов, чередуются здесь с главамиочерками, рисующими общую картину
разорения американских фермеров и их передвижение на Запад США в поисках работы.
Обычно главаочерк предваряет главу, повествующую о перипетиях судьбы Джоудов.
Роман Стейнбека одновременно художествен и публицистичен; главыочерки
органически включают в себя художественные образы, а главы, посвященные Джоудам,
также проникнуты яркой публицистичностью».
|
|