|
«круг» В произведениях этого «круга»: пьесах «Осадное положение» (1948) и
«Праведные» (1949), философском трактате «Бунтующий человек» (1951)
главенствующим стало осознание долга перед «другими»: от констатации
бессмысленности существования Камю перешел к анализу поведения человека,
восставшего против зла.
Как отмечал писатель, «явное содержание «Чумы» – борьба европейского
Сопротивления против фашизма». В романе присутствует и скрытый
абстрактносимволический пласт, который позволяет толковать «Чуму» как
романпритчу о человеческом существовании вообще В «Чуме» Камю развил
экзистенциалистские мотивы своих предшествующих произведений, абсурдность бытия,
свобода человека, его выбор перед лицом смерти – и пришел к выводу, что «есть
больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их».
В «Осадном положении» Чуму олицетворяет унтерофицер в черном мундире: с
помощью секретаршиСмерти он превращает средневековый город в концлагерь
новейшего типа.
Историческая основа «Праведных» – убийство великого князя Сергея
Александровича, организованное в 1905 группой Б. Савинкова.
В 1951 году Камю опубликовал философский памфлет «Бунтующий человек», в
котором подверг резкой критике и коммунистические идеалы. Однако чем дальше,
тем больше Камю ощущал, что попал в ловушку собственного отрицания всего и вся.
Он протестовал, но от этого мало что менялось, хотя писателя уже называли
«совестью Запада».
Камю много ездил – по США, странам Южной Америки, Греции, Италии и другим
странам, но везде наблюдал одно и то же.
В 1957 году Камю была присуждена Нобелевская премия по литературе. В
своей речи при вручении ему Нобелевской премии по литературе 10 декабря 1957
года Камю признался, что он слишком прочно прикован к «галере своего времени»,
чтобы так легко отказаться не «грести вместе с другими, даже полагая, что
галера провоняла селедкой, что над ней многовато надсмотрщиков и что, помимо
всего, взят неверный курс».
Выступление А. Камю в Стокгольме при вручении Нобелевской премии и
публичная лекция «Художник и его время», прочитанная в университете Упсалы 14
декабря, составили так называемые «Шведские речи».
«К наиболее значительным произведениям третьего «круга» относятся роман
«Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство» (1957), – пишет Е.Д.
Мурашкинцева. – В романе Камю фактически сводит счеты с экзистенциализмом,
показывая «ложного пророка», который сначала был вполне уравновешенным
мещанином, затем ощутил себя «абсурдным героем» и пришел к убеждению, что «неба
нет», а на третьей стадии развития осознал эгоистическую сущность своей
«гуманности», которая служила ему лишь для ублажения собственных прихотей. В
новеллах Камю сделал попытку примирить потребность в абсолютной свободе с
тяжкой необходимостью существовать в реальном мире: его герои – одинокие
«изгнанники» в жизни – устремляются к морю и звездам как к вечным символам
красоты».
В последний год перед своей неожиданной смертью Камю почти перестал
писать, он думал заняться режиссурой и уже пробовал ставить, но не свои пьесы,
а сценические переработки «Реквиема по монахине» У. Фолкнера и «Бесов» Ф.
Достоевского. Однако найти для себя новую опору в жизни ему не довелось. 4
января 1960 года, возвращаясь в Париж после рождественских праздников с
издателем М. Галлимаром, погиб в автомобильной катастрофе близ Вальблевена.
Ж.П. Сартр сказал в своем прощальном слове: «Камю представлял в нашем
веке – и в споре против текущей истории – сегодняшнего наследника старинной
породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее
самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и
чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем исходе битву против
сокрушительных и уродливых веяний эпохи».
В вышедшем через десять дней в Льеже издании эссе Камю «Разум и эшафот»
писатель называется «классиком», «другом отверженных», «одним из наших великих
моралистов».
БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК
(1890–1960)
Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 года в Москве в семье
известного художника Леонида Осиповича Пастернака, академика живописи,
преподавателя Училища живописи, ваяния и зодчества. Мать поэта, урожденная Роза
Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыкантши и занималась
воспитанием детей. В семье было два сына и две дочери. Несмотря на скромный
достаток семьи, она устроила в своем доме своеобразный
литературнохудожественный салон. В доме Пастернаков бывали Ге, Рахманинов,
Рильке, Серов, Скрябин, Толстой.
В детстве Борис обучался живописи, затем под влиянием матери в 1905 году
он поступил в Московскую консерваторию. С 1909 по 1913 год Пастернак учится на
философском отделении историкофилологического факультета Московского
университета. В 1912 году Борис провел один семестр в Марбургском университете
в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Г. Когена (тот предрек ему
блестящее будущее в философии).
Борис же долго не мог выбрать свое основное поприще, колеблясь между
философией и музыкой, но после путешествия по Италии в 1912 году окончательно
остановился на поэзии.
|
|