|
университета, где начал заниматься древнегреческой философией. Но он увлекается
и современными философами. Альбер познакомился с трудами Л. Шестова, которые
ввели его в круг экзистенциалистских и религиознофилософских идей.
В 1933 году Камю женился на студентке своего же факультета Симоне Гиэ.
Лето следующего года они с женой провели на Балеарских островах, и эти
счастливые дни Камю описал потом в своей книге «Изнанка и лицо».
В студенческие годы Камю активно включился в общественную жизнь. Он
записал в своем дневнике: «Я находился на полпути между нищетой и солнцем.
Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под солнцем,
солнце научило меня, что история – это не все».
В молодые годы Камю, оставаясь идеалистом, думал, что общими усилиями,
вместе с другими «поборниками чести», ему удастся изменить существующее
положение. Альбер активно участвовал в работе комитета содействия
международному движению «АмстердамПлейель» в защиту культуры против фашизма, а
осенью 1934 года вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции.
Занимался он и просветительской работой. Организовав в 1935 году
передвижной Театр Труда, он выступил в качестве режиссера, драматурга и актера.
Тем временем нежданно подошла к концу счастливая семейная жизнь. В 1936
году Камю вместе с женой, а также со своим университетским другом Буржуа,
соавтором пьесы «Восстание в Астурии», отправился в путешествие в Центральную
Европу. (Он описал его позднее в своем эссе «Со смертью в душе».) Здесь Альбер
поссорился с женой, вскоре они развелись и дальше уже путешествовал один. Камю
приступил к работе над своими первыми крупными произведениями – «Миф о Сизифе»,
романами «Счастливая смерть» (опубликован в 1971 году вдовой писателя Франсин
Камю) и «Посторонний».
Молодой писатель рвался помочь республиканской Испании, но помешало
обострение туберкулеза. Та же болезнь помешала Камю после окончания
университета, в 1937 году, заняться научной работой: по состоянию здоровья он
не был допущен к конкурсным экзаменам по философии, что закрыло ему путь к
получению ученой степени.
В ноябре 1937 года Альбер вышел из компартии в связи с несогласием с
политикой Коминтерна, однако продолжает сотрудничать в левой прессе. В 1938
году он начал работать в газете парижского издателя Паскаля Пиа «Альже
репюбликен» («Республиканский Алжир»), где вел литературную хронику и другие
разделы газеты. К тому времени относится его эссе «Достоевский и самоубийство»,
которое под названием «Кириллов» вошло в «Миф о Сизифе».
Весной 1940 года Камю уехал в Оран, где вместе со своей будущей женой
Франсин Фор давал частные уроки. Но уже через месяц он получил приглашение
Паскаля Пиа работать в его газете «Парисуар» («Вечерний Париж») и немедленно
выехал в Париж. После оккупации Парижа летом 1940 года редакция газеты
переехала в маленький городок КлермонФерран, а потом в Лион. Сюда к Камю
приехала Франсина Фор, и в конце года они поженились.
Осенью 1941 года Камю вступил в ряды французского Сопротивления и стал
сотрудником подпольной газеты «Комба» («Борьба»), которую возглавил после
освобождения Парижа. «Просто я себя нигде больше не мыслил, вот и все, –
вспоминал он позднее. – Я думал, и я так думаю по сей день, что принимать
сторону концлагерей нельзя».
Именно в этой газете в 1943 году появились знаменитые «Письма немецкому
другу», проникнутые пафосом утверждения извечных нравственных ценностей –
разума, истины, справедливости, чести.
В августе 1944 года Париж наконец был освобожден, а в следующем году
произошло еще одно радостное событие – в семье Камю родились двое близнецов.
Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал «кругами». В
первый из них – «Круг Абсурда» вошли произведения, завершенные в военное время:
роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), пьесы
«Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944).
Е.Д. Мурашкинцева пишет: «Героем абсурда стал для Камю легендарный Сизиф,
сознающий, что труд его бесцелен, но доблестно исполняющий свое предназначение.
В романе «Посторонний» центральный персонаж пытается создать для себя некий
оазис непосредственночувственного существования, где человек остается наедине
с природой и своими инстинктами. Это приводит к бессмысленному убийству, суду и
казни, которую преступник считает несправедливой, с его точки зрения, общество
мстит ему скорее за то, что он не плакал на похоронах матери. В драматургии
Камю отдавал предпочтение известным сюжетам, стремясь выявить
«общечеловеческую» значимость каждого конкретного события. В основу
«Недоразумения» положена фольклорная ситуация: родные не узнают и убивают
человека, вернувшегося домой после долгого отсутствия. «Недоразумение в
гостинице» служит в пьесе доказательством трагического одиночества людей: мать
и дочь в течение многих лет грабят богатых постояльцев, подсыпая им снотворное,
и очередной жертвой становится их сын и брат».
Сюжет «Калигулы» заимствован из «Жизни двенадцати цезарей» Светония. В
процессе художественной обработки исторического материала Камю отказался от
конкретноисторического анализа и представил главного героя как носителя
метафизического бунта, а его трагедию как трагедию «верховного самоубийства». В
1958 году в предисловии к американскому изданию сборника пьес Камю писал:
««Калигула» – это история верховного самоубийства. История, которая в высшей
степени трагична и человечна. Из верности самому себе, неверный по отношению к
ближним, Калигула соглашается умереть, поняв, что никто не может спастись в
одиночку и что нельзя быть свободным против других людей».
В 1947 году вышел следующий роман писателя – «Чума», начинающий второй
|
|