|
За «Старика и море» писатель получил Пулитцеровскую премию. В 1954 году
Хемингуэю присудили Нобелевскую премию по литературе «за повествовательное
мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за
влияние на современную прозу». В своей речи при вручении премии А. Эстерлинг,
член Шведской академии, назвал Хемингуэя «одним из самых значительных писателей
нашего времени». Высоко оценив последнюю повесть писателя, он сказал, что «в
этом рассказе, где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается
человеческая судьба, прославляется дух борьбы при полном отсутствии
материальной выгоды… это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший
поражение человек».
По состоянию здоровья Хемингуэй не смог присутствовать на церемонии
вручения премии. В его нобелевской лекции, которая была прочитана Д. Кэботом,
американским послом в Швеции, говорилось, что «творчество – это в лучшем случае
одиночество… Писатель растет в общественном мнении и за это жертвует своим
одиночеством. Ведь писатель творит один, и, если он достаточно хороший писатель,
ему приходится каждый день иметь дело с вечностью – или с ее отсутствием».
Только через два года Хемингуэй на короткий период почувствовал
облегчение, но вскоре у него вновь начинается обострение болезни, и после
кратковременной поездки в Европу в 1958 году он опять уединяется на Кубе.
Депрессия постепенно нарастала, и 2 июля 1961 в Кетчуме писатель застрелился.
Однако и после смерти писателя читатели продолжают знакомиться с его
новыми произведениями, поскольку вдова Хемингуэя стала готовить к печати и
издавать написанные им в последние годы произведения. Так, в 1964 году вышла
его автобиографическая повесть «Праздник, который всегда с тобой!», в 1970 году
– роман «Острова в океане», в 1972 году – африканский дневник «Лев Мэри».
АЛЬБЕР КАМЮ
(1913–1960)
Глубокий смысл произведений Камю трудно понять без знакомства с
философской системой, называемой экзистенциализмом.
Экзистенциалисты считали, что человек одинок в чужом и страшном мире,
который давит на него со всех сторон, ограничивает его свободу, заставляет
подчиняться придуманным условностям, а значит, не позволяет ему стать
самостоятельной и свободной личностью. Отсюда возникают настроения пессимизма и
трагичности существования, которое само по себе бессмысленно, так как все
заканчивается смертью человека.
Правда, экзистенциалисты давали человеку право свободного выбора, однако,
по их мнению, он был ограничен только двумя вариантами: полностью слиться с
обществом, стать таким, как все, или оставаться самим собой, а это значит
противопоставить себя всем остальным людям.
Как пишет В.А. Луков: «Творчество А. Камю развивалось в русле
экзистенциалистского мировосприятия, хотя до такой степени своеобразно, что
некоторые исследователи считают вообще неправомерным причислять Камю без
серьезных оговорок к писателям и мыслителям экзистенциалистам…
Для мировоззрения и творчества А. Камю характерны многочисленные
противоречия. Его пессимизм особого свойства: он густо замешан на безумной
жажде жизни, любви к обжигающему солнцу, неутомимой тяге к действию, хотя и без
надежды на успех. Пройдя через увлечение Жидом и Монтерланом, он делает
спутниками своей жизни Достоевского и Толстого. В конечном счете в его
творчестве всегда слышен голос гуманиста…»
Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года на ферме «Святой Павел», в
пригороде города Мондови, в алжирском департаменте Константина. Его отцом был
сельскохозяйственный рабочий, уроженец Эльзаса, француз Люсьен Камю, а матерью
– испанка Катрин Сантес.
После гибели отца в битве при Марне в сентябре 1914 года семья сильно
бедствовала. Чтобы вырастить двоих сыновей, мать устроилась работать уборщицей.
Бедность не помешала Альберу с отличием окончить начальную школу Белькура.
Школьный учитель, как и отец, воевавший на Марне, добился для одаренного
мальчика стипендии в алжирском лицее Бюжо. Здесь Камю понастоящему увлекся
философией и подружился с учителем философии и литературы Ж. Гренье,
сторонником религиозного экзистенциализма. Очевидно, он и оказал решающее
влияние на мировосприятие молодого Камю.
В судьбе Камю большую роль сыграла болезнь. До 1930 года, когда у него
был обнаружен туберкулез, он вел активный образ жизни и был заядлым спортсменом.
С тех пор болезнь так и не оставляла его, и Альберу приходилось регулярно
проходить курсы лечения.
В 1932 году Камю увлекся творчеством Достоевского, который стал его
любимым писателем: «Я встретился с произведениями Достоевского, когда мне было
двадцать лет, и потрясение, пережитое мной при этой встрече, живо и сегодня,
двадцать лет спустя. Сначала восхищало то, что Достоевский открывал мне в
человеческой природе. Именно открывал, ибо он нас учит только тому, что мы
знаем, но отказываемся признавать. Кроме того, он удовлетворял одной моей
слабости – вкусу к ясности ради нее самой. Но очень скоро, по мере того как я
начал все более остро переживать драму нашей эпохи, я полюбил в Достоевском
того, кто понял и наиболее глубоко отобразил нашу историческую судьбу».
По совету Гренье Альбер начал писать и сам. Первые сочинения его – «Жан
Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века» и другие были опубликованы в
лицейском журнале «Юг».
Осенью того же года Камю поступил на филологический факультет Алжирского
|
|