|
многочисленные книги и рассказы начала тридцатых годов: «Смерть после полудня»
(1932), «Зеленые холмы Африки» (1935) и другие.
В тридцатые годы, впервые оказавшись в центре внимания, писатель заболел
«звездной болезнью». Он много путешествовал, охотился в Африке и вел так
называемый богемный образ жизни. Его спутницами становились фотомодели, актрисы,
журналистки. Однако и в те годы он ни на день не прерывал литературную работу.
Основой нескольких рассказов и повестей Хемингуэя стали путевые
впечатления писателя. Самые интересные из них – «Смерть после полудня» и «Снега
Килиманджаро». В последней он отобразил некоторые впечатления своего детства и
отрочества и в скрытой форме рассказал о своих взаимоотношениях с отцом и
близкими женщинами.
Жизнь Хемингуэя круто изменилась в 1936 году, после начала войны в
Испании. Он организовал сбор денег и одежды для республиканцев, а вскоре и сам
отправился в Мадрид, где вступил в иностранный легион. До последних дней
республики Хемингуэй оставался в рядах сражающихся.
Все его творчество конца тридцатых годов теснейшим образом связано с его
участием в антифашистской борьбе испанского народа. В его произведениях все
яснее звучит гуманистическое начало, стоит назвать роман «Иметь и не иметь»
(1937), пьесу «Пятая колонна» (1938), сценарий «Испанская земля» (1938), роман
«По ком звонит колокол» (1940).
А.М. Зверев пишет: «После гражданской войны в Испании, которую Хемингуэй
освещал как репортер, находясь в центре событий и безоговорочно квалифицируя
франкизм как «ложь, изрекаемую бандитами», та же идея испытания соотносится им
не только с героикой одинокого противостояния заведомо несправедливой судьбе,
но и с требованием выбора ответственной гражданской позиции, когда история
находится на одном из трагических переломов. Эта идея главенствует в романе об
испанских событиях «По ком звонит колокол» (1940), где сочетаются
фактографическая яркость картин крушения Республики, осмысление жестоких уроков
истории, приведшей к такому финалу, и непоколебленная вера в то, что личность
выстоит даже в трагические времена. Обретенное персонажами понимание, что
«человек один не может», придало новое звучание прозе Хемингуэя: слабеет
антагонизм в отношениях личности и истории, лейтмотив одиночества сменяется в
романе «Иметь или не иметь» (1937) и неоконченной книге о Второй мировой войне
«Острова в океане» идеей единения во имя гуманизма».
Я.Н. Засурский считает: «…Роман «По ком звонит колокол» – это и шаг
вперед в творческой эволюции писателя, ибо в нем Хемингуэй впервые создает
образ активного борца за свои идеалы, за народное дело. И если Гарри Морган
увидел, умирая, бесплодность одинокого бунтарства, то Роберт Джордан нашел путь
к народу, вставшему на защиту своей свободы…
Удивительно успешно решена проблема положительного героя. Образ Роберта
Джордана, отдающего жизнь за справедливое дело, – подлинное художественное
открытие Хемингуэя, его высшее достижение, уникальное в американской литературе
воплощение подлинного героя XX века».
Над романом «По ком звонит колокол» писатель работал на Кубе, где
поселился в 1939 году. В 1940 году Хемингуэй вновь разводится и почти сразу же
женится снова – на немецкой журналистке Марте Гелхорн. Он купил на Кубе усадьбу
«Финка Вихия», которая с тех пор становится его домом.
Во время Второй мировой войны Хемингуэй на своей яхте выходил в море
вместе с судами американского военноморского флота на перехват немецких
подводных лодок. Позже писатель отправился в Англию, где создал Агентство по
борьбе с фашизмом. В 1944 году в качестве военного репортера Хемингуэй приехал
во Францию, участвовал в высадке союзнического десанта в Нормандии и в
освобождении Парижа, а также совершил несколько полетов на английских
бомбардировщиках.
После окончания войны писатель, мечтая о спокойной жизни, возвратился на
Кубу. Хемингуэй развелся с Гелхорн и женился в очередной раз, теперь на Мэри
Уэлш, привязанность к которой сохранилась у него до конца дней.
Теперь его жизнь целиком посвящена четырем страстям; литературе, кино,
охоте и рыбной ловле. В 1952 году вышла новая повесть Хемингуэя «Старик и море».
«В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и
осмыслить извечную трагедию человеческого существования, – рассказывается в
книге «Великие писатели XX века». – Героем этого гениального в его простоте
творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго – старика, иссушенного солнцем и
изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче – и она
неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы,
клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы – описание многочасового поединка
старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведется в честных условиях,
на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная
борьба человека с природными стихиями, с самим бытием. В момент, когда победа
старика близка, его лодку окружают акулы и терзают тело рыбы до тех пор, пока
от нее не остается голый остов.
Безрадостная мораль повестипритчи – в самом ее тексте: человек в своем
поединке с бытием осужден на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца.
Сантьяго понят только одним человеком – мальчиком, его учеником. Когданибудь
мальчику улыбнется удача. В этом – надежда и утешение старого рыбака. «Человека
можно уничтожить, – думает он, – но его нельзя победить». Когда старик засыпает,
ему снятся львы.
Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нем снискали
Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм».
|
|