Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: С.А. Мусский - 100 великих нобелевских лауреатов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-
 
      Во время Первой мировой войны Бернард Шоу написал цикл небольших пьес на 
злободневные темы, объединенных им впоследствии в сборник «Пьески о войне» 
(1919). В них драматург выступил против кровавой бойни.
      В 1919 году появилась пьеса «Дом, где разбиваются сердца». По словам В.В. 
Ивашевой – это «горькое, трагическое признание кризиса английской буржуазной 
цивилизации, острейшая насмешка над ложью и бесчеловечностью капиталистических 
отношений. Одно из самых значительных произведений Шоу, эта пьеса не теряет 
своего значения и при сопоставлении с тем лучшим, что было создано им в 
последующие годы, и знаменует начало нового этапа в творческом развитии 
драматурга».
      А в 1923 году Шоу завершил пьесу «Святая Иоанна», ставшую, по некоторым 
оценкам, вершиной драматургической карьеры Шоу. «Святая Иоанна» представляет 
собой версию истории суда и расправы над Жанной д'Арк.
      Как считает В.В. Ивашева: «Шоу выступает в «Святой Иоанне» во всем блеске 
своего сатирического мастерства. В своей манере, построенной на 
противопоставлении парадоксов, Шоу одинаково язвительно высмеивает и «героев» 
захватнических войн, англичан, и лжепатриотов, французских придворных и 
клерикалов. Жанна находит при дворе Карла, которого она надеется убедить в 
необходимости действовать для спасения Франции, лишь «волков, которые грызутся 
над клочьями растерзанного тела родины». В пьесе ярко выражены демократизм 
замечательного английского художника, его понимание роли народа как создателя 
материальных ценностей».
      Почти одновременно появляется пьеса в пяти частях «Назад к Мафусаилу», 
действие которой начинается во времена творения и заканчивается в 1920 году. 
Это произведение ярче всего показывает исторические концепции Шоу, 
воспринимающего хронику человечества как чередование периодов стагнации и 
творческой эволюции, в конце концов, одерживающей верх.
      В 1925 году Шоу стал лауреатом Нобелевской премии. Она была вручена 
писателю «за творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную 
сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой».
      Как сказал член Шведской академии П. Хальстрем, «Шоу – автор пьес стал 
одним из наиболее ярких драматургов наших дней, а Шоу – автор предисловий к 
пьесам может считаться Вольтером нашего времени».
      Будучи принципиальным противником всевозможных премий, Шоу на церемонию 
награждения не приехал, и премию вместо него вручили послу Великобритании в 
Швеции. На причитающиеся лауреату деньги писатель учредил англошведский 
литературный фонд для переводчиков.
      В 1929 году Шоу выступил с сатирической комедией подчеркнуто 
политического направления – «Тележка с яблоками». Она была первой из тех пьес 
драматурга, которые он сам назвал «политическими экстраваганцами». Далее 
последовали «Простак с Неожиданных островов» (1936) и «Женева» (1938).
      В 1931 году Шоу побывал в СССР. Он был в восторге от достижений страны 
Советов и по возвращении на родину защищал сталинский режим от «антисоветских 
вымыслов». В отличие от других западных приверженцев советского эксперимента, 
постепенно убеждавшихся в его политической и моральной несостоятельности, Шоу 
оставался другом СССР до конца жизни.
      З. Гражданская пишет: «Последние годы жизни Шоу были омрачены Второй 
мировой войной. На долю престарелого писателя выпало много горьких испытаний, 
но он вынес их, не сломившись. Последние шесть лет своей жизни он (уже одинокий,
 так как Шарлотта умерла во время войны) провел в ЭйотСентЛоренс, в 
загородном доме, купленном еще в начале века. Он работал до конца своей почти 
столетней жизни, и не только пером, но и физически – возделывая свой сад. 
Голова его оставалась ясной. В 1946 году Англия и все человечество отметили его 
девяностолетие, а после этого он написал еще несколько пьес, и во всех этих 
пьесах мы узнаем прежнего Шоу, в них разбросаны блестки его изумительного 
таланта. Это «Миллиарды Бойанта» (1947), «Замысловатые басни» (1948) и 
кукольная пьеса «Шекс против Шэпа» (1949), о боксерском поединке Шоу с 
Шекспиром. Незаконченной осталась своеобразная и поэтическая пьеса «Почему она 
отказывалась»».
      Умер Шоу 2 ноября 1950 года. По его желанию тело его было сожжено без 
всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду.
      
ТОМАС МАНН 
(1875–1955)
      
      Манн в статье «Бильзе и я» (1906) очень емко определил двуединый принцип 
своего творчества: «глубоко познавать и прекрасно воплощать».
      Позднее в большом очерке «Парижский отчет» (1926) он писал о себе: «Я 
тоже «буржуа» – умники и всезнайки меня каждый день этим попрекают. Но 
понимание того, как в наши дни обстоит с историческим бытием буржуазии, уже 
означает отход от буржуазной формы существования и, пусть беглый, загляд в 
новое… Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть».
      Пауль Томас Манн родился 6 июня 1875 года в Любеке. Он был вторым 
ребенком в семье Томаса Йохана Генриха Манна – местного торговца зерном и 
владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, 
происходившая из креольской, бразильскопортугальской семьи, была музыкально 
одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальных 
четырех детей.
      Еще учась в гимназии, Томас стал создателем и автором 
литературнохудожественного и философского журнала «Весенняя гроза».
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 219
 <<-