|
призванием оказался театр.
В начале девяностых годов, когда в Англии возник «Независимый театр»,
руководимый Т. Грейном, Шоу горячо поддерживал этот театр, ставивший серьезные
пьесы. Однако театру приходилось ставить главным образом пьесы иностранных
авторов, в частности, драмы норвежского писателя Г. Ибсена. «При таких обидных
для национального чувства обстоятельствах, – писал Шоу, – я предложил Грейну
смело объявить постановку драмы изпод моего пера. Грейн без всяких колебаний
так и сделал».
Так в 1892 году Шоу написал пьесу «Дома вдовца» и с этого времени
становится профессиональным драматургом.
«В начале своей карьеры драматурга (писать пьесы Шоу начал достаточно
поздно) он опирался на наследие Ибсена (этюд «Квинтэссенция ибсенизма»), –
пишет Я. Цисарж. – Пьесы «Дома вдовца» (1892) и «Профессия миссис Уоррен»
(1894) несомненно драмы ибсеновского толка: конфликт развернут в прошлое, и
грехи и ошибки – оттуда, и действие развивается на фоне всеобщего морального
упадка, который невозможно скрыть за добропорядочным фасадом. Позднее Шоу
отказался от этой ибсеновской модели. Тем не менее, в его комедиях критическая
составляющая присутствует постоянно, ибо Шоу не мог отказаться от своего
жизненного кредо без того, чтобы не изменить самому себе По натуре он критик, и
его потребностью было – срывать лживые маски, осуждать и разоблачать».
Пьеса «Профессия миссис Уоррен» подверглась цензурным гонениям: драматург
показал в ней судьбу бывшей проститутки, владевшей сетью публичных домов и
составлявшей за их счет приданое своей дочери.
В 1896–1897 годах Бернард написал пьесу «Ученик дьявола», принесшую ему
первый большой успех. Английский актер В. Террис предложил писателю создать
совместными усилиями пьесу и вручил ему свой план пьесы. Шоу нашел, что
«сценарий содержал слишком много действия, но в нем было слишком мало обрисовки
характеров». Далее Шоу продолжал: «Тем не менее тот факт, что он приветствовал
меня как выдающуюся интеллектуальную силу и все же намекнул, что я неспособен
написать популярную мелодраму, доставил мне неописуемое удовольствие; я решил
собрать вместе все банальные эпизоды, все затрепанные ситуации, которые
сослужили такую службу за последние десять лет в «Дрянных пьесах», и
скомбинировать из них новую мелодраму, которая имела бы вид глубоко обдуманной
оригинальной современной пьесы. Плодом всего этого и был «Ученик дьявола»».
Пьеса была посвящена борьбе североамериканских штатов за независимость и
прошла с огромным успехом в США. Присланный изза океана гонорар фактически
означал для Шоу конец его бедности.
В 1897 году Шоу получил титул государственного советника, а в следующем
женится на Шарлотте ПейнТаузенд, происходившей из богатой ирландской семьи. В
письмах друзьям он называл ее «зеленоглазой миллионершей». Его пугало богатство
невесты. Однако Шарлотта являлась членом фабианского общества, и их взгляды на
жизнь во многом совпадали. Вместе с Шарлотой в жизнь Шоу пришли уют и порядок.
Он приобрел не только верную спутницу жизни, но и умную собеседницу и помощницу.
В 1903 году венский журналист З. Требитч перевел несколько пьес Шоу на
немецкий язык. «Ученик дьявола» был поставлен в Вене, «Оружие и человек» – в
Берлине.
«Мировая слава, – пишет А.М. Зверев, – приходит к Шоу после того, как в
постановках Х. ГренвиллБаркера на сцене королевского театра «Корт» за три
сезона (1904–1907) прошли некоторые из наиболее значительных его пьес, в том
числе «Человек и сверхчеловек» (1905), «Майор Барбара» (1905), «Цезарь и
Клеопатра» (1907). Они окончательно закрепили за Шоу репутацию ниспровергателя
мнимых очевидностей, покушающегося на фундаментально важные понятия
общепринятой морали и на представления об истории, которые выглядят
аксиоматичными. Ирония Шоу, у которого сатирический пафос сочетается со
скепсисом, ставящим под сомнение разумность социального устройства и реальность
прогресса, является главным отличительным свойством его драматургии, все более
отмеченной тяготением к философским коллизиям».
Перед Первой мировой войной Шоу с женой перебрался в ЭйотСентЛоуренс в
Хартфордшире, где написал одно из главных своих произведений – «Пигмалион».
«Бернард Шоу написал своего «Пигмалиона» в 1912 году, и в следующем году
он был впервые поставлен на сцене. Его комедия, однако, не является прямым
переложением рассказанного выше греческого мифа. Шоу создал свой, как всегда
парадоксальный, вариант этой темы, – пишет А. Аникст. – Пигмалионом у Шоу
является профессор фонетики Хиггинс, который проделывает следующий эксперимент.
Он берется научить правильному английскому произношению бедную
девушкуцветочницу Элизу Дулитл так, чтобы по речи ее могли принять даже за
герцогиню.
Эксперимент завершается успехом. Элиза выучивается классически правильной
речи, и в самом утонченном великосветском обществе ее принимают за особу,
обладающую всеми признаками культурного человека из высокопоставленной среды.
ПигмалионХиггинс создал Галатею, но она восстала против него и покинула
его дом, чтобы выйти замуж за милого, но пустого светского молодого человека
Фредди».
«Люди самого разного толка, – пишет Шоу, – исходя только из того, что она
является героиней романтической истории, считают, что она поэтому должна выйти
за героя. Это невозможно не только потому, что испортило бы ее маленькую драму,
если бы она развивалась согласно такому неразумному предположению, но и потому,
что реальный финал очевиден для всякого обладающего пониманием человеческой
природы вообще и женского инстинкта в частности».
|
|