|
В 1891 году умер отец. Еще через два года семья продала фирму и покинула
Любек. Вместе с матерью и сестрами Томас переехал в Мюнхен, где стал работать
клерком в страховом агентстве. В 1895–1896 годах он учился в Высшей технической
школе.
В 1896 году он отправился вместе со своим старшим братом Генрихом,
пробовавшим тогда свои силы в живописи, в Италию. Там Томас начал писать
рассказы, которые отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер,
предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в
1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса «Маленький господин
Фридеманн».
Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором
юмористического журнала «Симплициссимус». Здесь он сблизился с кружком
немецкого поэта Ш. Георге. Но довольно скоро он понял, что с членами кружка,
которые провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи
декаданса, ему не по пути.
В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году в
издательстве С. Фишера вышел его роман «Будденброки», принадлежащий к жанру
«семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, но,
главное, любовь и признательность миллионов людей.
Р.Г. Секачев пишет: «В этом романе, первом в серии социальных романов,
Томас Манн затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни
и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и
духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его
обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и
перерождения буржуазного общества».
Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760х гг.
его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав
типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для
творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря,
посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в
«Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу,
на которую можно опираться при создании новой продукции».
Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только
материальный, но и моральный упадок бюргерства. В романе типу бюргера
противопоставлен тип художника, хотя предпочтение не отдается ни тому, ни
другому.
Вот что пишет о романе Б. Сучков:
«Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета
буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой густо настоенный на вековых
традициях бюргерский быт нерушимой формой существования и успех сопутствовал им
в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких
и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали
осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман
закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно
Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл
развития целого исторического периода. Эта мысль является высоким достижением
реализма Томаса Манна. Писатель понимал, что у пришедших на смену
патриархальному бюргерству новых рыцарей дебета и кредита – в романе этот тип
предпринимателей представлен семейством Хагенштремов – отсутствует
созидательное начало. Процветающий коммерсант Хагенштрем относится к жизни как
потребитель, стремящийся любой ценой и средствами урвать кус пожирнее. Он и ему
подобные по природе своей враждебны культуре. В своем романе Томас Манн
поднимался до осуждения буржуазной практики как безнравственной. Легкомысленный
Христиан Будденброк однажды высказал в обществе коммерсантов не очень
оригинальное, но неожиданное в устах отпрыска купеческого рода суждение:
«Собственно говоря, каждый коммерсант мошенник». Эта его реплика вызвала
приступ бешеной ярости у Томаса Будденброка, свято стоявшего на защите
добродетели собственного ремесла. Но когда он ощутил пустоту и
бессодержательность своей деятельности, когда его личное счастье рухнуло и он
потерял надежду увидеть в сыне продолжателя своего дела, когда он всерьез
задумался о смысле жизни, то он понял с ошеломляющей ясностью правду, стоявшую
за словами его неудачникабрата.
Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у
него на глазах, – ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных
явлений, связанных с империалистическим двадцатым веком, Манн противопоставил,
как идеал и норму, бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского
быта, упорядоченного и несуетливого, пропитаны теплом и напоминают своей
поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется,
Будденброки – Томас Манн это подчеркивает – не могут олицетворять всю
бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллектуальны и слишком
коммерсанты. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной
демократии, рассматривалась писателем как вершина в духовном развитии
человечества, и крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как
закат всей культуры».
Вторым успехом Манна стал рассказ «Тонио Крегер», вошедший вместе с семью
другими новеллами в сборник под названием «Тристан» (1903). В нем молодой
писатель показал противоречия между искусством и буржуазной жизнью.
В 1905 году Манн женился на дочери мюнхенского профессораматематика,
Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь. У них
было шестеро детей, из которых половина – Эрика, Клаус, и Голо – стали
|
|