|
форме скептического, иронического отношения ко всему окружающему. Скептиком
сделал Франс аббата Куаньяра, героя двух своих романов («Харчевня королевы
Гусиные Лапы» (1893) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893)). Большой,
ясный ум писателя, богатство его мысли, тонкая ирония, разрушающая ложь и
фальшь, – вот что привлекает читателя в этих книгах.
В девяностые годы со всей силой проявилось большое сатирическое
мастерство Франса. Он создал цикл из четырех романов, объединенных общим
заглавием – «Современная история» (1897–1901): «Под городскими вязами» (1897),
«Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899) и «Господин Бержере в
Париже» (1901).
«Уже не иносказательно, не намеками, а прямо и резко бичует Франс
буржуазную Третью республику, – пишет И. Лилеева. – «Современная история» –
сатирическое обозрение Франции конца XIX века, вершина реалистического
творчества писателя. С документальной точностью описывает Франс политическую и
общественную жизнь своего времени, на страницах его книг ведутся споры по самым
важным и актуальным политическим проблемам. Франс с возмущением и негодованием
рассказывает о монархических заговорах, о грязных и подлых путях, которые ведут
к чинам, к успеху, разоблачает предвыборные махинации, судебные порядки. На
страницах «Современной истории» дана целая галерея сатирических образов;
беспринципные политиканы, продажные чиновники, развратные светские дамы, хитрые,
пронырливые священники. Разоблачение клерикалов, их интриг занимает главное
место в романе».
Новый этап творчества Франса, открывающийся «Современной историей»,
продолжился такими произведениями, как «Кренкебиль» (1903), «На белом камне»
(1904), «Остров пингвинов» (1908), «Боги жаждут» (1912), «Восстание ангелов»
(1914).
«Кренкебиль» – один из лучших рассказов писателя. Он повествует о
печальной судьбе торговцазеленщика, ставшего жертвой судебного произвола,
жертвой безжалостной государственной машины и звучит страстным протестом против
несправедливости и жестокости буржуазного общества.
Затем Франс создал утопический роман «На белом камне», где говорит о
будущем торжестве социализма. Писатель рисует картину общества 2270 года,
общества, не знающего частной собственности и эксплуатации…
В 1905 году Франс вступил в социалистическую партию. Он был одним из тех
немногих французских социалистов, которые выступили в защиту русской революции
1905 года. Франс был одним из создателей, а затем председателем «Общества
друзей русского народа и присоединенных к России народов».
В произведениях Франса этих лет нашли отражение мучающие его сомнения и
противоречия, а наряду с ними еще сильнее и резче зазвучало сатирическое
обличение буржуазного общества. Так появился роман «Остров пингвинов». Как
отмечает В. Дынник: ««Остров пингвинов» – это подлинный триумф франсовской
сатиры. Писатель отважно атакует здесь моральное и политическое разложение,
бесчеловечность, скудоумное ханжество в сочетании с наглым цинизмом, расистский
и националистический дух, подменивший любовь к своему народу, атакует
безудержный колониализм и многие другие отвратительные черты капиталистического
строя, и делает это гораздо решительнее, чем раньше. Не ограничиваясь
современностью, Франс устремляет свое внимание к самым основам
эксплуататорского строя, к его историческим истокам. Меньше, чем гделибо
раньше в творчестве Франса, обращение к истории служит для него отдыхом от
современности. В предисловии к «Острову пингвинов» писатель, якобы от лица Жако
Философа, сам говорит о неразрывном единстве исторической и злободневной
тематики этой книги».
В 1912 году вышел в свет известный роман Франса «Боги жаждут». Писатель
воссоздал в романе жизнь Парижа 1793 года, когда у «великого революционного
города» не было ни денег, ни хлеба, когда ему угрожали австрийские пушки. Он
говорил о величии народа, силами которого совершалась революция: «Эта голь
перекатная, уничтожившая королевскую власть, опрокинувшая старый мир… не ждала
пощады от врагов».
На первом плане в романе стоят образы революционеров, бескорыстных людей,
до конца преданных делу борьбы со старым миром. Таков, к примеру, Трюбер,
секретарь военного комитета секции. О нем автор говорит с любовью и восхищением.
Этот человек «чувствовал себя слитым в едином порыве со всеми патриотами,
настолько он был нераздельной частью нации, настолько его жизнь растворилась в
жизни великого народа». Трюбер является в романе воплощением сотен и тысяч
народных героев, отдавших свою жизнь за революцию.
В центре произведения – якобинец Эварист Гамлен, верный последователь
Марата и Робеспьера, присяжный заседатель Революционного трибунала. Молодой
талантливый художник Гамлен беззаветно верен революционному долгу.
Отношение Франса к Гамлену двойственно: он восхищается его убежденностью,
непоколебимой преданностью революции, но осуждает его жестокость, черствость и
непримиримость. Гамлен из любви к человечеству становится бесчеловечным: «Я
принес в жертву родине и жизнь и честь, – говорит он своей Элоди. – Я умру
опозоренным и ничего не смогу завещать тебе, несчастная, кроме всем
ненавистного имени… Любить друг друга? Но разве меня еще можно любить?.. И
разве я могу любить?»
Трагизм судьбы и личности Гамлена – это трагизм его революционной
деятельности. Он осложняется и углубляется еще тем, что, по Франсу, Конвент не
добился особенных перемен в жизни страны, в самих людях.
В следующем романе «Восстание ангелов» революция снова не имела успешного
окончания. Сатана, восстав против богатирана Ялдаваофа, свергается за это с
|
|