|
Аннет Ривьер, борющейся за свои гражданские права, отстаивающей право на
самостоятельность в жизни и своей деятельности.
Своеобразным же итогом размышлений Роллана над острыми проблемами
новейшей истории и политики стала трагедия «Робеспьер», которую писатель
завершил в 1939 году.
В 1934 году Роллан женится на Марии Павловне Кудашевой, переводчице его
произведений на русский язык. Это был второй брак в жизни писателя. Несмотря на
разницу в возрасте, этот брак, продолжавшийся десять лет, можно назвать
счастливым. Роллан принял и сына Кудашевой, Сергея.
Во время Второй мировой войны пожилой больной писатель был отрезан от
мира, находясь под неусыпным надзором фашистских молодчиков. Истощенный голодом
и болезнью, Роллан жил только надеждой на освобождение Франции. Писатель
дождался счастливых дней лета 1944 года, когда его родина была освобождена от
фашистских оккупантов.
30 декабря 1944 года Роллан умер от туберкулеза.
АНАТОЛЬ ФРАНС
(1844–1924)
Джозеф Конрад назвал Франса «принцем прозы». А Душан Брески писал:
«Несмотря на все превратности критической моды, Франс всегда будет стоять рядом
с (Дж. Бернардом) Шоу как великий сатирик нашей эпохи и с такими писателями,
как Рабле, Мольер и Вольтер, как один из величайших французских острословов».
Жак Анатоль Франсуа Тибо родился 16 апреля 1844 года в центре Парижа.
Здесь на набережной Сены находилась книжная лавка его отца Франсуа Ноэля Тибо.
(От уменьшительной формы имени отца Франсуа произошел псевдоним сына – Анатоль
Франс.) Неудивительно, что с детства мальчик полюбил книги. Первоначальное
образование мальчик получил в коллеже Станислава, но гораздо больше влияли на
него атмосфера книжной лавки и ее посетители. Страницы прочитанных книг
раскрывали перед ним удивительное богатство мыслей, чувств, знаний, волнующую
тайну прошлых веков. Книжную лавку посещали многие известные парижские
писатели: братья Гонкуры, литературные критики Поль де СенВиктор и Жюль Жанон,
поэтыпарнасцы…
До того как стать писателем Франс писал статьи в различные
энциклопедические словари и справочники, печатал небольшие заметки в
библиографических журналах и каталогах, которые читали лишь немногие любители.
Много дала Анатолю работа в издательстве Лемерра, где он был постоянным
рецензентом рукописей и автором предисловий к выпускаемым книгам, а также
сотрудничество с газетой «Тан», где он выступал в качестве литературного
критика.
Прошло около десяти лет, прежде чем Франс добился первого значительного
литературного успеха, издав сборник стихов «Золотые поэмы» (1873). Еще через
три года появилась в свет драматическая поэма «Коринфская свадьба». Однако в
дальнейшем Франс отошел от поэзии. Он вошел в историю французской литературы
как один из крупнейших мастеров прозы, как автор глубоких по мысли и блестящих
по форме философских романов, неповторимых по своей изящной и едкой иронии
повестей, рассказов и сказок, как один из величайших и острых сатириков, как
яркий и смелый публицист.
В 1879 году вышли в одной обложке две небольшие повести писателя –
«Иокаста» и «Тощий кот». Длинный список самых известных произведений Франса
открывает роман «Преступление Сильвестра Бонара», вышедший в 1881 году. В этой
небольшой по объему книге он выступил зрелым, уже вполне сложившимся художником.
В этом романе, пронизанном задушевностью и лиризмом, звучит, хотя еще
приглушенно, тема социальной несправедливости, несовершенства общественного
устройства.
«По выходе книги многие из читателей сочли Сильвестра Бонара
автобиографическим персонажем, – пишет В. Дынник. – Эта трактовка, если
говорить об автобиографичности в прямом смысле слова, имеет мало оснований.
Тридцатисемилетний Анатоль Франс, создатель Сильвестра Бонара, своими манерами,
всем своим житейским обликом, повседневным обиходом очень мало походил на
своего престарелого героя. Можно сослаться, например, на впечатление Марселя
Пруста, вынесенное из первой встречи с Франсом, когда Пруст был совершенно
разочарован несоответствием между представлением о писателе, возникавшим при
чтением его книг, и его действительным обликом, – некрасивого человека с
улиткообразным носом, с гнусавым голосом и монотонной речью».
Как пишет И. Лилеева: «В 80–90е годы Франс публикует несколько сборников
новелл1. Часто его рассказы написаны на уже известные сюжеты, являются
переложением старых легенд и сказок, но под пером Франса знакомые темы обретают
новую жизнь, начинают сверкать новыми красками. Франс один из лучших мастеров
стиля во французской литературе. В новеллах он выступает увлекательным
собеседником, привлекающим остротой ума, отточенностью каждой фразы. Он нередко
сознательно стилизует свои рассказы, воспроизводит наивное простодушие древней
легенды, лаконизм старинной хроники, изящество мемуаров XVIII века. Это ему
блестяще удается…
Сочетание поэтичности, задушевности с иронией и насмешкой, столь
характерное для творческой манеры Франса, нашло яркое проявление и в его книгах
о детстве. Этой теме Франс посвятил четыре повести: «Книга моего друга», «Пьер
Нозьер», «Маленький Пьер» и «Жизнь в цвету». Первая повесть написана в 1885
году, последняя закончена в 1922 году, за два года до смерти писателя».
Разочарование в буржуазной республике проявилось у Франса в те годы в
|
|