|
Широко известна история с туманами, которые создали образ своеобразного
реквиема на смерть Вакуленчука и прощания с ним. В тог день была назначена
совсем другая съёмка. В гостинице «Лондонская», где обосновалась группа, жили и
другие киноэкспедиции, но никто не выехал в тот день на работу, ибо густой
туман окутал порт. Только Александров, Эйзенштейн, Тиссэ решили посмотреть, как
выглядят море и порт в туман. «Захватив с собой съёмочный аппарат, наняли
небольшую лодочку с вёслами и пустились в „плавание“, — рассказывал Александров.
— Вначале туман был таким густым, что и в трех шагах ничего не было видно. Но
вот лучи невидимого солнца ослабили его пелену. На воде появились блики, а
затем и очертания кораблей, стоящих в порту. Мы настроили съёмочный аппарат и,
не веря в удачную экспозицию, стали снимать кадр за кадром. Туман то густел, то
становился слабее, и мы до самого заката солнца выжидали эти мимолётные моменты
для съёмки».
Как шутили кинематографисты, во всей картине это была самая дешёвая
съёмка: на прокат лодки для поездки по бухте было уплачено всего 3 рубля 50
копеек.
Теперь об актёрах. По словам Эйзенштейна, «почти все участники фильма
безвестны и безымённы, не считая Вакуленчука — актёра Антонова, Гиляровского —
режиссёра Григория Александрова, Голикова — покойного режиссёра Барского да
боцмана Левченко, чей свисток так помогал нам в работе».
Вероятно, Эйзенштейн пригласил на роль старой учительницы в пенсне в
эпизоде расстрела на лестнице актрису Театра Пролеткульта Н. Полтавцеву, а на
роль матери, идущей навстречу шеренгам стреляющих солдат с маленьким мёртвым
сыном на руках, — актрису Прокопенко. Но все остальные исполнители были либо
советскими военными моряками, либо жителями Одессы и Севастополя. Многих нашёл
и отобрал Максим Штраух. Роль маленького врача с бородкой, заявившего, что мясо
с кишащими на нём червями пригодно для приготовления борща, сыграл водитель,
работавший в гостинице «Лондонская», а седобородого попа — садовник из
фруктового сада, расположенного в пригороде Севастополя. «Существует легенда,
что попа в картине играл я сам, — писал Эйзенштейн. — Это неправда. Попа играл
стариксадовник из какихто фруктовых садов в окрестностях Севастополя. Играл
он его в натуральной белой бороде, лишь слегка зачёсанной в бока, и в
густобелом парике. А легенда пошла от фотографии „рабочего момента“, где мне
приклеивают бороду под копной его парика, торчащего из рясы, в которой он
снимался. А гримировали меня для того, чтобы я мог его дублировать: почтенному
старцу надо было падать с лестницы. Съёмка со спины. И я не мог отказать себе в
удовольствии „собственноручно“ проделать этот каскад!»
Большинство трюков в картине делали Г. Александров и А. Левшин. В
«Броненосце „Потёмкин“» есть сцена, где взбунтовавшиеся матросы выбрасывают за
борт офицеров. Эту сцену снимали в Севастополе в декабре. Актёры, исполнители
ролей, «купаться» отказались. Александров и Левшин прыгали в воду за всех
офицеров. Каждый раз трюкачей переодевали, приклеивали разные бороды и усы и
бросали за борт. Эйзенштейн был настроен оптимистично и уверял, что с его
помощниками ничего не случится. И оказался прав. Александров и Левшин даже не
простудились…
Второй акт фильма — «Драма на Тендре» — тщательно воспроизводит
исторические факты в том виде, как они были изложены в рассказе Матюшенко
(вместе с Вакуленчуком он был организатором мятежа), с той разницей, что второй
помощник капитана Гиляровский убил Вакуленчука на полуюте, а не на рее. Было и
серьёзное отклонение от факта, связанное с брезентом, которым накрыли матросов,
приговорённых к расстрелу.
Сцена с матросами, покрытыми брезентом, была… чистой выдумкой режиссуры!
Консультант и эксперт по флотским делам, бывший морской офицер (игравший,
кстати сказать, в картине Матюшенко), категорически возражал против того, чтобы
покрыть матросов брезентом. «Нас засмеют!.. — возмущался он. — Так никогда не
делали!» При расстреле на палубу действительно выносили брезент. Но он
расстилался под ногами обречённых с тем, чтобы кровь их не запятнала палубы…
Но Эйзенштейн велел вести сцену в том именно виде, в каком она и сейчас
в картине. В дальнейшем именно эта деталь, как бы отрезающая изолированную
группу восставших от жизни, оказалась одной из наиболее сильных в «Броненосце».
Образ гигантски развёрнутой повязки, надетой на глаза осуждённых, образ
гигантского савана, накинутого на группу живых, оказался достаточно
эмоционально убедительным, чтобы в нём утонула техническая «неточность», к тому
же известная очень небольшому кругу знатоков и специалистов. Брезент произвёл
столь сильное впечатление, что перекочевал из фильма в исторические
исследования мятежа на «Потёмкине».
Финальная часть фильма — встреча мятежного броненосца с эскадрой —
рождает новую волну переживаний. Апофеоз картины — момент, когда броненосец без
единого выстрела проходит сквозь строй царской эскадры, когда с борта других
кораблей, все нарастая, доносятся до слуха матросов «Потёмкина» крики: «Братья!
Братья!»
Но история на этом не поставила точку. Вот что писал Эйзенштейн в 1945
году: «Мы знаем дальнейшую судьбу исторического броненосца. Он был интернирован
в Констанце… Затем возвращён царскому правительству… Матросы частью спаслись…
Но Матюшенко, попавший в руки царских палачей, был казнён…»
Чтобы воспроизвести эпизод, в котором экипажи трех броненосцев (в том
числе и броненосец «Двенадцать Апостолов») так внушительно солидаризировались с
матросами «Потёмкина», что адмирал Кригер приказал повернуть и взять курс на
Севастополь, и чтобы придать этому эпизоду наибольшую мощь, Эйзенштейн хотел
показать не три корабля, а всю эскадру. Ему удалось получить согласие на это у
|
|