Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
облик броненосца «Потёмкин».
       Судно развернули кормой в сторону открытого моря. Но бывший боевой 
корабль оставался минным пакгаузом. На выгрузку мин понадобились бы месяцы, а у 
группы каждый день был на счёту. Приходилось соблюдать осторожность. Бегать 
нельзя. Курить нельзя. Сильно стучать нельзя. Может взорваться. Сцены, 
происходившие во внутренних помещениях «Потёмкина», и эпизод с червивым мясом 
снимались на борту крейсера «Коминтерн».
       «Основным принципом съёмочной работы были неустанные поиски, 
использование в фильме непредусмотренного материала», — отмечал Григорий 
Александров. Так, например, необычный шторм на Чёрном море и огромные волны, 
разбивавшиеся о дамбу Графской пристани в Севастополе, не значились ни в 
сценарии АгаджановойШутко, ни в монтажных листах Эйзенштейна. Но, встретившись 
с этим необычайно эффектным природным явлением, оператор немедленно снял 
огромные волны, и они оказались первыми кадрами картины.
       Сцена расстрела на Одесской лестнице в предварительных сценариях или 
монтажных листах не значилась. Однако о лестнице, как и о съёмке инвалида, 
попадающего в разгон демонстрации, группа знала до поездки в Одессу. Анекдот о 
том, что якобы мысль о сцене на лестнице зародилась от прыгающих по её ступеням 
вишнёвых косточек, которые режиссёр сплёвывал, стоя наверху под памятником Дюку,
 конечно же, вымысел.
       Из воспоминаний Михаила Штрауха: «Ещё до поездки в Ленинград мне было 
поручено собирать материал о революции 1905 года. Я усиленно бегал в Ленинскую 
библиотеку. Однажды я наткнулся во французском журнале „Иллюстрасьон“ на 
интересный материал. На рисунке художником, очевидцем событий, был изображён 
расстрел на Одесской лестнице. Удивившись оперативности западной журналистики, 
я показал рисунок Эйзенштейну. Этот рисунок дал толчок воображению Сергея 
Михайловича. В его памяти жили страшные картины расправы с рижской 
демонстрацией 1905 года, свидетелем которой он был в детстве. Отголоском этих 
воспоминаний, несомненно, были финальные эпизоды „Стачки“. Очевидно, найденный 
мной рисунок оживил вновь это сильнейшее детское впечатление. И первое, что мы 
сделали, приехав в Одессу, — даже не позавтракав, побежали на знаменитую 
лестницу! Тутто и надо быть Эйзенштейном, обладать его хваткой, его творческой 
энергией, чтобы суметь сочинить „на ходу“ целую часть, ставшую центром картины. 
Он на неделю засел в гостинице и писал монтажные листы новых эпизодов. 
Параллельно шла организация съёмок».
       Эпизод «Лестница», драматическая вершина трагедии, настолько потрясает, 
что он был включён как истинное историческое событие в путеводитель по СССР в 
1928 году и в одно американское исследование, посвящённое этому мятежу. В 
действительности резня происходила не днём (как в этом волнующем кадре), а 
ночью, на улицах и в пригородах, расположенных далеко от этого места. 
Эйзенштейн рассматривал эпизод «Лестница» как синтез всех событий 1905 года, 
ознаменовавшихся жестокими репрессиями. Об этом он писал в 1939 году: «Сцена на 
лестнице вобрала в себя и бакинскую бойню, и Девятое января, когда так же, 
„доверчивой толпой“ народ радуется весеннему воздуху свободы пятого года и 
когда эти порывы так же беспощадно давит сапогами реакция, как зверски подожгла 
Томский театр во время митинга разнузданная чёрная сотня погромщиков».
       В Одессе Тиссэ работал не с одним объективом, а с целым набором. В те 
времена такая практика была редкостью. Благодаря телеобъективу можно было 
снимать на лестнице общие планы, при этом камера не отвлекала участников 
массовок.
       Эйзенштейн и Тиссэ одними из первых в Советском Союзе применили на 
натурных съёмках зеркальные отражатели для моделирования изображения. Эффект 
отражения особенно ярко был использован в эпизоде, где мать поднимается по 
лестнице, неся на руках убитого ребёнка. Она идёт в тени, но прямоугольный свет 
(отражение солнца в большом зеркале) сопровождает её шаги…
       В эпизоде с матерью и детской коляской Эйзенштейн предусмотрел 
трэвеллинг. Одесская студия не имела специальной операторской тележки, и 
приходилось импровизировать с небольшой вагонеткой, передвигая её по деревянным 
рельсам. Применение трэвеллинга, собственно, и исчерпывалось этим эпизодом. 
Кадры с движением камеры коротки, но необыкновенно впечатляющи.
       Эйзенштейном было найдено множество решений, приёмов, обогативших язык 
кинематографа. По утверждению киноведов, это и замена пространных характеристик 
точными деталями, такими, как пенсне судового врача, крест священника. Это и 
включение в ткань повествования поэтических метафор, яркий пример — «восставшие 
львы».
       Сюжет этого короткого эпизода со львами соответствует истории: 
«Потёмкин» действительно дал пять орудийных залпов (из них три холостых) по 
зданию одесской Оперы, в котором заседал военный трибунал, созданный для того, 
чтобы судить лиц, арестованных во время демонстрации в ночь перед 
торжественными похоронами Вакуленчука.
       В эскизе говорилось о пантерах, тянущих колесницу. Они превратились в 
львов. Произошло это после экскурсии Эйзенштейна и Тиссэ во дворец, 
расположенный в Алупке (Крым). Возможно, мысль о замене появилась у Эйзенштейна 
не случайно. Эти статуи были созданы итальянским скульптором на тему 
«пробуждение льва». Они довольно широко известны и значатся в путеводителях. 
Тиссэ с большим трудом снял три плана львов, так как смотритель дворца запрещал 
вести любую съёмку.
       И когда после ответного залпа броненосца по генеральскому штабу 
поднялись, вскочили каменные львы, эта знаменитая кинометафора выразила накал 
чувств — камни взревели!
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-