|
произведена интересная ночная съёмка. У Сада трудящихся и на Комиссаровской ул.
снимались сцены из картины „1905 год“.
Заснятые сцены войдут в картину как часть, посвящённая «мёртвому
Петербургу» 1905 года. Сцены воспроизведены с исторической точностью»
(прожекторы, поставленные на башню Адмиралтейства, действительно освещали по
ночам мёртвый, лишённый электрической энергии город).
Группа успела снять эпизод железнодорожной забастовки, конку, ночной
Невский и разгон демонстрации на Садовой улице. Потом была не совсем удачная
морская прогулка в Кронштадт и на Лужскую губу. Во время этого плавания
Левицкий снял детали кораблей в движении. Эти кадры вошли в «Броненосец
„Потёмкин“». Но встреча с командованием Балтийского флота оказалась бесплодной.
Киноэкспедиция рассчитывала запечатлеть на Балтике встречу восставшего
броненосца с эскадрой. Командующий развёл руками: «У нас ничего похожего вы не
найдёте, поезжайте на Чёрное море, там, вероятно, ещё коечто осталось от
старых кораблей».
Погода в Ленинграде начала портиться. Каждый день дожди, город окутал
туман. Съёмки застопорились. Сергей Михайлович написал тревожное письмо
директору Первой московской госкинофабрики Михаилу Яковлевичу Капчинскому.
Спрашивал, есть ли возможность доснять ленинградский материал летом будущего
года, а в декабре—январе снять Пресню?
Капчинский примчался в Ленинград. Оценив ситуацию, он посоветовал:
«Нечего ждать погоды. Дело идёт к осени, а не к лету. Боюсь, что и со съёмками
в тамбовских деревнях мы опоздали. И там, наверное, небо мокрое, серое. Вот
что: поезжайтека в мою родную Одессу — там солнце вам ещё послужит, за Одессу
я ручаюсь».
Экспедицию свернули в три дня и отправились в Одессу, один из главных
центров кинопроизводства. В городе работали киностудия и лаборатория, которые
могли помочь созданию фильма.
В поезде ломали голову: «Как выйти из создавшегося положения?» Было ясно,
что намеченной программы к декабрю изза погоды не осуществить. Тогдато и
забрезжила ещё не оформившаяся в ясный план мысль делать фильм «Броненосец
„Потёмкин“». Эйзенштейн вновь и вновь перечитывает «две странички» (всего 41
кадр!), отведённые в сценарии АгаджановойШутко восстанию на броненосце.
В Одессе съёмочная группа устроилась в гостинице «Лондонская», на
бульваре, идущем вдоль порта. В сотне метров от гостиницы находилась знаменитая
лестница, построенная в 1839—1841 годах по проекту итальянского архитектора
Боффо.
Эйзенштейн понимал, что не успеет за двадцать пять недель снять войну с
японцами, резню армян, события января 1905 года в СанктПетербурге и последние
бои, происходившие в Москве. В то время поездка из Одессы в Ленинград занимала
четыре или пять дней, примерно двадцать дней требовалось, чтобы поездом
добраться до Дальнего Востока. И режиссёр решает окончательно отказаться от
проекта «1905 год» и ограничиться мятежом на «Потёмкине», который происходил в
Одессе в июне 1905 года.
Оператор Левицкий, превосходный художник, не поехал в Одессу. Его сменил
Эдуард Тиссэ, который только что в Одессе отснял картину «Еврейское счастье».
Эйзенштейн вместе с Александровым приступил к разработке сценария.
Расспросив свидетелей событий (их в то время было ещё много), Сергей Михайлович
написал, подгоняемый сроками, «эскиз», занимавший несколько машинописных
страниц и разделённый на пять актов.
Напомним вкратце эти пять трагедийных актов:
Часть I. «Люди и черви». Экспозиция действия. Обстановка на борту
броненосца. Червивое мясо, брожение среди матросов.
Часть II. «Драма на Тендре». «Все наверх!» Отказ матросов есть червивый
суп. Сцена с брезентом. «Братья!» Отказ стрелять. Восстание. Расправа с
офицерами.
Часть III. «Мёртвый взывает». Туманы. Труп Вакуленчука в Одесском порту.
Плач над трупом. Митинг. Подъем красного флага.
Часть IV. «Одесская лестница». Братание берега с броненосцем. Ялики с
провизией. Расстрел на Одесской лестнице.
Часть V. «Встреча с эскадрой». Ночь ожидания. Встреча с эскадрой.
«Братья!» Отказ эскадры стрелять.
«Броненосец „Потёмкин“» мыслился как воспроизведение на экране
исторического факта. Чтобы придать фильму характер документа, первоначальный
вариант начинался с того, что руки раскрывали папку, перелистывали содержащиеся
в ней протоколы допросов, показаний свидетелей, листовки, соответствующие
архивные документы. Из окончательного монтажа фильма эта вводная сцена исчезла.
Эйзенштейн привлёк к постановке «Броненосца» коллектив, работавший с ним
на «Стачке». Ассистентами режиссёра стали его друзья по Театру Пролеткульта:
Григорий Александров, Александр Антонов, Максим Штраух, Александр Левшин, Миша
Гоморов. «Железной пятёркой» прозвал их одесский журналист и драматург
Станислав Радзинский — за спайку, образцовую дисциплину, точное и
неукоснительное выполнение заданий Эйзенштейна. Работали напряжённо, весело,
самозабвенно. «Броненосец „Потёмкин“» был снят на одном дыхании — за два месяца.
Для того чтобы сделать фильм о броненосце, нужен был прежде всего
броненосец («Князь ПотёмкинТаврический» после списания был уничтожен). Но
удалось отыскать его «младшего брата» — корабль «Двенадцать Апостолов», который
был превращён в склад подводных мин. По старым чертежам, хранившимся в
Адмиралтействе, из деревянных балок, реек и фанеры был воссоздан точный внешний
|
|