|
Сергии» более тонко. Киноаппарат по необходимости становится «глазом» каждого
действующего героя. И удивительно, что все это богатство приёмов было
продемонстрировано новичком: оператор Бургасов снимал свой первый фильм.
К концу 1917 года «Отец Сергий» был смонтирован, а во вторник 30 апреля
1918 года в театре «Кино Арс» состоялась премьера фильма.
Новый фильм был оценен ещё выше, чем «Пиковая дама». «Отец Сергий»
произвёл на публику ошеломляющее впечатление бережностью, с которой постановщик
подошёл к экранизации, и размахом, с которым он эту экранизацию выполнил. Часто
этот фильм Протазанова называют вершиной русской дореволюционной кинематографии.
«Отец Сергий» не сходил с экрана до конца 1920х годов. Вывезенный
Ермольевым во Францию, фильм и там пользовался заслуженным успехом.
Вскоре после «Отца Сергия» А. Санин и Ю. Желябужский, следуя испытанными
путями, создают «Поликушку» — фильм принёсший первую славу советской
кинематографии за рубежом, признанный в Америке даже в 1924 году одним из
десяти лучших фильмов года.
«БРОНЕНОСЕЦ „ПОТЁМКИН“»
Первая фабрика Госкино, 1925 г. (озвучен в 1930 и 1950 гг.). Сценарий Н.
АгаджановойШутко (разработка С. Эйзенштейна). Режиссёр С. Эйзенштейн. Оператор
Э. Тиссэ. Художник В. Рахальс. Музыка озвученного варианта Н. Крюкова. В ролях
и эпизодах: А. Антонов, В. Барский, Г. Александров, М. Гоморов, И. Бобров, А.
Левшин и др.
В 1952 году Бельгийская Синематека предложила пятидесяти восьми
режиссёрам Европы и Америки назвать десять лучших фильмов в истории кино, и в
итоговом списке «Броненосец „Потёмкин“» занял первое место — его назвали
большинство, в том числе Карл Теодор Дрейер, Луис Бунюэль, Лукино Висконти,
Робер Брессон, Орсон Уэллс.
В 1958 году в результате знаменитого международного опроса кинокритиков,
проходившего в рамках Всемирной выставки в Брюсселе, двенадцать кинофильмов
были названы лучшими из «фильмов всех времён и народов». И на этот раз почётный
список возглавил «Броненосец „Потёмкин“».
С тех пор международные референдумы историков и критиков кино вносят в
подобные перечни новые названия, однако до сих пор «Потёмкин» оказывается
включённым едва ли не во все итоговые списки лучших фильмов.
О том, как создавался фильмшедевр, написано немало книг. А всё началось
17 марта 1925 года, когда состоялось совещание при Комиссии Президиума ЦИК
Союза ССР по вопросу о постановке в государственных театрах Москвы и Ленинграда
спектаклей, посвящённых событиям 1905 года. Центральным спектаклем должна была
стать «большая фильма, показанная в особых рамках, с ораторским вступлением,
музыкальными (сольными и оркестровыми) и драматическими сопровождениями, по
специально написанному тексту».
Постановку картины поручили 27летнему Сергею Эйзенштейну, получившему
признание благодаря новаторскому фильму «Стачка». Вместе с Григорием
Александровым он работал над новым сценарием «Первой Конной». Однако все дела
пришлось отложить и вплотную заняться картиной о событиях 1905 года.
Кинематографисты направились к Кириллу Ивановичу Шутко, который ведал в
ЦК партии вопросами кино. Его жена Нина Фердинандовна Агаджанова незадолго до
этого, в 1924 году, блестяще дебютировала на кинематографическом поприще,
написав сценарий «В тылу у белых». Ей и предложили взяться за сценарий «1905
год». «Старой большевичке» АгаджановойШутко было тогда всего тридцать шесть
лет.
Агаджанова охотно согласилась. Она занимала верхний этаж небольшой дачи
в Немчиново, а нижний снимал Бабель. Наезжал Казимир Малевич. Сценарий «1905
год» диктовался, обсуждался, записывался. Агаджанова работала в тесном контакте
с Эйзенштейном.
4 июня 1925 года в юбилейной комиссии Президиума ЦИК СССР заслушали
«изложение содержания и построения киносценариев, посвящённых событиям 1905
года», и постановили «признать предложенный сценарий, подготовленный Н.
АгаджановойШутко». Сценарий был слишком большим, невероятно большим, с
традиционной записью сюжета по кадрам.
2 июля 1925 года Сергей Эйзенштейн писал матери из Немчиново: «Ставлю
картину „1905“. На днях начинаю снимать. Июль — в деревне (окрестности Москвы —
усадьбы — и Тамбовская губ.). Август, сентябрь (может быть, октябрь) на юге
(Одесса и Севастополь). На эту картину отпущен год (сдать к августу 1926 года).
Параллельно буду снимать „Беню Крика“, сценарий Бабеля. (Помнишь, ты читала эти
„Одесские рассказы“ в „Лефе“?) То и другое очень интересно. Но работа адова…»
Планы были действительно грандиозные. Снимать «1905 год» собирались в
Москве, Ленинграде, Одессе, Севастополе, Краснодаре, Тифлисе, Баку, Батуме,
Шуше, Махинджауре, Златоусте и т.д.
Комиссия ЦИК СССР поставила жёсткие сроки: часть картины необходимо
сдать к 20 декабря 1925 года.
В конце июля киноэкспедиция в составе Эйзенштейна, Александрова, Штрауха,
Гоморова, Левшина, Антонова, оператора Левицкого с ассистентом Данашевским,
администраторов Котошева (Котова) и Крюкова выехала в Ленинград.
Сразу приступили к съёмкам. Работали и днём, и ночью. «Новая вечерняя
газета» сообщала:
«15 августа в 2 часа ночи московским режиссёром Эйзенштейном была
|
|