|
его авторский замысел, Протазанов в первую очередь перенёс на экран то, что
отвечало его собственным мыслям о жизни.
Сценарий А. Волкова показывал драму князя Касатского как историю
человека, разочаровавшегося во всём, что составляло его жизнь, ушедшего от мира
зла и обмана и нашедшего если не истину, то успокоение среди простого народа.
А. Волков не только написал сценарий, но и провёл съёмки в Звенигороде.
Единомышленниками Протазанова были также В. Баллюзек, И. Мозжухин, В. Орлова. В
группе появляется новое лицо — Александр Викторович Ивановский. С Протазановым
его свёл случай. Однажды Ивановский, имевший большой опыт работы в театре,
попал в кино]«Арс», где демонстрировалась «Пиковая дама». Этот фильм произвёл
на Ивановского столь сильное впечатление, что, вернувшись с просмотра, он
написал восторженное письмо Мозжухину. Ответ пришёл через несколько месяцев,
причём в весьма необычной форме: в феврале 1917 года Мозжухин пришёл домой к
Ивановскому и с порога предложил: «Едем! Нас ждут Ермольев, Протазанов. Мы
ставим „Отца Сергия“. Вы будете работать с Протазановым, будете его правой
рукой».
Не прошло и получаса, как в роскошном кабинете Ермольева, увешанном
фотографиями, хозяин фирмы знакомил Ивановского со стройным человеком в
солдатской шинели. Солдат представился: «Протазанов».
Художники В. Баллюзек, А. Лошаков и художник по костюмам Н. Воробьёв
немало потрудились, чтобы создать декорации и костюмы, правдиво воспроизводящие
эпоху. Там, где павильоном ограничиться было нельзя, для съёмки отыскивались
уголки, залы, здания, сохраняющие черты стиля николаевской эпохи.
Протазанов был придирчив в мелочах, считая, что несколько правдивых
психологических крупных планов стоят намного дороже обширных эффектных панорам.
Отсюда съёмки на натуре в таких городах Подмосковья, как Звенигород и Новый
Иерусалим, в котором находился один из красивейших русских монастырей.
Как ни в одном другом фильме, успех «Отца Сергия» зависел от исполнителя
главной роли — Ивана Мозжухина. Артист должен был показать своего героя на
протяжении почти всей жизни: от мальчишки кадета, обожающего своего государя,
до оборванного бродяги, бросившего вызов царю и Богу и идущего с каторжниками
по этапу в Сибирь. А между ними был ещё и гвардейский офицер, снедаемый
честолюбивыми замыслами, и обманутый жених царской любовницы, и искушаемый
соблазнами жизни монах.
Мозжухин блестяще справился со своей задачей. Отдельные эпизоды фильма,
например «пострижения», «искушения», «прозрения после истории с купеческой
дочкой», и сейчас производят сильное впечатление. Мастерство актёра, его умение
взглядом, поворотом головы, точным движением нервных рук передать внутреннее
состояние героя не может не восхищать.
Не отставали от премьера и остальные актёры — В. Дженеева, В. Орлова, В.
Гайдаров, Н. Лисенко…
Задача Владимира Гайдарова, исполнявшего роль царя, затруднялась
относительной бездейственностью персонажа, скудостью материала для игры. Тем не
менее Гайдарову удалось создать очень убедительный и впечатляющий образ
человека внешне чрезвычайно внушительного, но внутренне ничтожного, циничного и
бессмысленно жестокого.
Убедительной была игра Н. Лисенко, постоянной партнёрши Мозжухина, в
роли вдовы Маковкиной. Весёлая вдовушка вскрывает силу духа Касатского.
Оказавшись наедине с этой прекрасной по мирским понятиям женщиной и чувствуя,
что поддаётся её чарам, он вдруг взмахивает топором и опускает его на
собственную руку. Эта вспышка мужества, силы, гордости заставляет женщину
признать в чудаке человека, с раскаянием просить у него прощения.
Трудное испытание выдержала в фильме В. Орлова. Роль придурковатой
купеческой дочки, казалось бы, мало подходила к данным весьма популярной
актрисы. Но Протазанов уговорил Орлову «попробовать», а в результате русское
кино одержало ещё одну творческую победу. Парная сцена актрисы с Мозжухиным
является одной из наиболее интересных по передаче психологических особенностей
литературного произведения.
На монтаж Ермольев отвёл трое суток. Точный, деловитый Протазанов,
слывший в среде кинематографистов «железным профессионалом», очень волновался.
«Посмотрев ролик, — вспоминал Ивановский, — Протазанов пошёл в монтажную
комнату. Молча долгое время ходил по монтажной, а потом ринулся к столу. Крутил
моталку, на которой стоял ролик, зорко всматривался, рвал и выкидывал куски
плёнки, сокращая длительность сцен.
Три долгих дня продолжалось это сражение с материалом картины. Вот готов
был и последний ролик.
На моих глазах свершалось новое рождение картины. Я сказал Протазанову:
«Вы, Яков Александрович, говорили мне, что режиссёр ещё до начала съёмок должен
творчески увидеть фильм на экране, в режиссёрском сценарии это видение вы
записали, но вы всё время переделываете, изменяете, беспощадно рвёте,
выбрасываете целые эпизоды».
Протазанов сердито ответил мне: «Что же, повашему, картина стала хуже?
Вы же бывали на съёмках, видели — приходили новые мысли, многое удавалось
подглядеть в движении чувств актёра, а в монтаже приходили новые решения!
Монтаж — это большое дело!»»
Позже киноведы отметят, что характерной чертой этого фильма является
большая подвижность камеры, съёмка различными планами, ракурсами, панорамами.
Это в свою очередь потребовало большого искусства в освещении актёров к
декораций. Съёмка с точки зрения героя для показа и оценки обстановки — приём,
впервые использованный Протазановым в «Пиковой даме», — применяется в «Отце
|
|