Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
не было у Островского (венчание сестры Ларисы, похождения Робинзона, прекрасные 
пейзажи, натурные съёмки последних эпизодов гибели Ларисы и т.д.).
       Ограничить себя одними сутками, на протяжении которых происходит 
действие пьесы, Протазанов не пожелал, ведь возможности, которыми он располагал,
 неизмеримо шире тех, которые были у любого театрального режиссёра и драматурга.

       После неудачи фильма «О странностях любви» Якову Протазанову очень 
хотелось добиться успеха, а для этого необходимы смелость, точный расчёт, 
превосходные исполнители и надёжные сотрудники.
       Первый из многочисленных партнёров, соавтор по сценарию Владимир Швейцер 
— старый опытный кинематографист, в содружестве с которым созданы «Марионетки» 
и звуковой вариант «Праздника святого Йоргена». Из группы «О странностях любви» 
пришёл ассистент Александр Роу. А вот оператора Протазанов пригласил совсем 
молодого. Талантливый Марк Магидсон делал тогда лишь первые шаги в искусстве. 
Ретушёр, провинциальный фотограф, потом фотограф на студии и, наконец, 
кинооператор, поэтичный, вдохновенный художник.
       Для Протазанова всегда главной фигурой в кино был актёр. Месяц — с 20 
апреля по 20 мая 1935 года — Александр Артурович Роу занимался поисками и 
подбором актёров.
       Роль Карандышева предложили Сергею Мартинсону, уже снимавшемуся у 
Протазанова в «Марионетках». Однако масштабы роли (по сравнению с пьесой она в 
фильме сильно сокращена) не понравились артисту и он от предложения отказался. 
Балихин же не побоялся «маленькой» роли и сыграл её с подлинным трагизмом.
       Многие интересные театральные актёры были открыты для кино Протазановым, 
а многие молодые и неопытные актёры становились профессионалами в работе с этим 
режиссёром. В «Бесприданнице» актёрский ансамбль безупречен: А. Кторов 
(Паратов), Б. Тенин (Вожеватов), М. Климов (Кнуров), В. Рыжова (мать 
Карандышева), О. Пыжова (Огудалова), В. Балихин (Карандышев) и другие.
       На роль Ларисы Протазанов решил пробовать студентку киноинститута Нину 
Алисову. Она снималась у него в фильме «О странностях любви». Режиссёр видел 
Ларису совсем юной девушкой, непосредственной, впечатлительной.
       Кандидатура неопытной актрисы вызывала сомнения, а кое у кого и 
откровенный протест. Среди противников Протазанова оказался даже Швейцер. Но 
режиссёр не отступил: «Ручаюсь, что это будет первосортно!»
       К Алисовой прикрепили педагогов по слову, танцу, пению. Протазанов 
требовал, чтобы она всё время находилась в состоянии, близком её образу. 
Стремясь создать у молодой актрисы как можно более полное, более глубокое 
внутреннее родство с героиней фильма, Протазанов направил Алисову в театр, на 
мхатовский спектакль «Воскресение» по Л. Толстому.
       Можно было начинать съёмки. И вот тутто заявил о себе оператор Марк 
Магидсон.
       Декорация была уже построена, когда Магидсон, внимательно осмотрев 
павильон, решил провести съёмку с нижних точек. Для этого декорацию надо было 
поднять на метрполтора над полом.
       Дисциплина была в ту пору суровой. Молодого оператора вызвали к 
начальству и жёстко сказали: «Не будешь снимать — отстраним от картины!» Именно 
в этот момент вмешался Протазанов, принявший сторону Магидсона.
       Декорацию перестроили. А после просмотра отснятого материала все 
вынуждены были признать правоту оператора.
       Готовясь к съёмкам, Магидсон проводил много времени в картинных галереях,
 часами простаивал у полотен великих художников. В результате фильм приобрёл 
простор, в него органично вошли раздольные русские пейзажи. Оператор снял 
картину исключительно тонко и поэтично.
       «Бесприданница» снималась в Кинешме и Калуге. Костроме и Плёсе, но перед 
тем как эти города были отобраны, «просмотрели» всю Волгу.
       Островский назвал местом действия своей драмы город Бряхимов. Протазанов 
нашёл подобный город неподалёку от Щелыкова, усадьбы Островского. Летом 1935 
года газета «Правда» сообщила: «На родине драматурга Островского в гор. Кинешме 
начались съёмки кинокартины „Бесприданница“ по одному из лучших произведений 
писателя (сценарий Я. Протазанова и В. Швейцера)».
       Кинешма с любопытством наблюдала за приготовлениями. Плотники 
ремонтировали городскую лестницу, спускавшуюся с крутого берега к Волге. В саду 
будущего дома Огудаловой вкапывались берёзы. Протазанов отыскал себе 
«консультанта по быту» — владельца доисторического извозчичьего экипажа. Старик 
знал прошлое купеческой Волги, нравы своего города.
       Оснастили и пароход, причём так ловко, что какойто катер, команда 
которого не подозревала о съёмках, увидев «Святую Ольгу», погнался за ней, 
задавая беспокойные вопросы: «Куда держите курс? Что за белогвардейская 
публика?»
       Готовились тщательно, деловито, собранно, но съёмки поначалу не ладились.
 Пятьдесят дней съёмочная группа просидела без солнца…
       Рассказ о судьбе бесприданницы начинается в церкви во время свадьбы. 
Лариса Огудалова — среди гостей. Этой сцены нет у Островского. Из полутёмной 
переполненной людьми церкви Протазанов выводит своих героев на солнечную улицу. 
Лариса хочет сесть в экипаж, но ей преграждает дорогу весенний ручей. Девушка в 
нерешительности остановилась, боясь замочить туфельки. И в этот миг красавец 
Паратов сбрасывает со своих плеч дорогую шубу с роскошным бобровым воротником и 
кидает её прямо в воду. Мгновение. Пауза. И вот Лариса шагает по шубе…
       Эпизод длится на экране считанные минуты. Снимали его две недели. Две 
недели продолжались беспрестанные волнения, а получится ли то, что нужно? Зимой 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-