Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
нельзя было снимать — снег, естественно, не таял. Весной спряталось солнце. Его 
караулили с невероятным упорством. Возле церкви, где предстояло провести съёмки,
 наняли несколько квартир для членов съёмочной группы и статистов. Все были 
наготове, но солнце все не показывалось, а снег стремительно таял.
       Дирекция группы проявила незаурядные организационные способности. Были 
мобилизованы десятки грузовиков (по тем временам задача совсем не простая), и 
едва выглянуло солнце, снег привезли. Но… солнце снова скрылось, а снег… 
растаял. Решили снимать при электрическом свете — электролиния не выдержала 
нагрузки. Только после многократных попыток удалось наконец снять этот эпизод.
       Алисова играла Ларису естественно и просто. Она женственна и изящна, в 
ней есть порывистость и страстность живого человека. Это натура незаурядная, но,
 впрочем, ничем не выдающаяся, обыкновенная женщина, которая кажется 
необыкновенной именно в силу извращённости чувств у всех остальных, кто уже не 
в состоянии думать ни о чём, кроме денег.
       Роль Сергея Сергеевича Паратова сыграл старый партнёр и друг Протазанова 
Анатолий Кторов. «Арифметика вместо души», пожалуй, самое лаконичное 
определение сущности образа самого Паратова, данное сценаристом и режиссёром.
       Когда «Святая Ольга» обгоняет паратовскую «Ласточку» и зритель затянут 
создателями фильма в азартную гонку, когда он жадно следит за тем, кто кого, — 
вступает в силу паратовский характер.
       — Обогнать купчишку! Шуруй! Шуруй!
       — Если бросай один полен, я сам бросался за борт! — с иностранным 
акцентом возражает высунувшийся из люка механик.
       — Трус! — Паратов гневен и презрителен. — Иностранец… Голландец! Эх, 
арифметика вместо души!
       Закончив съёмки, Протазанов сел за монтаж, о котором так интересно 
рассказала К. Блинова, режиссёрмонтажёр Студии имени Горького, работавшая с 
Яковом Александровичем над фильмом «Бесприданница».
       Протазанов относился к монтажу очень ответственно, позволяя своей 
помощнице делать только самую черновую подготовку. Самостоятельность он дал ей 
позже, только после того, как внимательно пригляделся и определил для себя её 
возможности. Тут уже Ксении Васильевне стали поручаться отдельные сцены.
       Н. Волков и О. Леонидов, авторы статьи «Бесприданница», опубликованной в 
первом издании сборника «Яков Протазанов», отмечали: «Киноязык Протазанова 
всегда отличался точностью и лаконичностью. В этом сказывалась 
кинематографическая дисциплина мастера, в совершенстве знавшего и 
чувствовавшего ёмкость фильма. В ту пору, когда Протазанов ставил 
„Бесприданницу“, существовал определённый лимит метража для художественных 
фильмов — 2400 метров. „Бесприданница“ точно соответствовала этому метражу — 
2392 метра… Эти 2392 метра получились не в результате работы над режиссёрским 
сценарием с секундомером в руках, а исключительно по ощущению длины каждого 
кадра и куска. С.М. Эйзенштейн не раз говорил о том, что завидует способности 
Протазанова монтировать по памяти…»
       Успех «Бесприданницы» превзошёл все ожидания.
       Хорошая работа всегда даёт удовлетворение художнику. Верный привычке не 
показывать публике своих эмоций, Протазанов в высшей степени сдержан. И только 
в одном письме, одному из самых близких ему людей — сыну Георгию, раскрывается 
глубокое удовлетворение мастера.
       Да, это был успех. Последний раз он пришёл к Протазанову в такой полной 
мере.
       «Бесприданница» совершала триумфальный путь к зрителю. Она 
демонстрировалась по всей стране. Добралась «Бесприданница» и до Парижа, где в 
1937 году происходила Всемирная выставка. Домой картина вернулась с золотой 
медалью. Эту награду Яков Александрович отдал человеку, который, по его мнению, 
сделал для фильма больше, чем ктолибо другой, — оператору Марку Магидсону.
      
 «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» 
      
       «Мосфильм», 1938 г. Сценарий П. Павленко и С. Эйзенштейна. Режиссёры С. 
Эйзенштейн и Д. Васильев. Оператор Э. Тиссэ. Художники И. Шпинель и Н. Соловьёв.
 Композитор С. Прокофьев. В ролях: Н. Черкасов, Н. Охлопков, А. Абрикосов, Д. 
Орлов, В. Новиков, Н. Арский, В. Массалитинова, В. Ивашева, А. Данилова, В. 
Ершов, С. Блинников, И. Лагутин, Н. Рогожин. 
       
      Киноэкран рассказывал о событиях далёкого прошлого.
       …1242 год. Плачут женщины на Соборной плошали Пскова. Перед железной 
шеренгой немецких рыцарей стоят на коленях связанные псковские воеводы. Из рук 
обезумевших от ужаса женщин вырывают кнехты детей, бросают в огонь. Страшной 
безликой стеной давят рыцари безоружную толпу. В дыму и пламени кричат люди, 
хрипят в предсмертных муках раненые…
       «Читая летописи XIII века вперемежку с газетами сегодняшнего дня, — 
писал в декабре 1939 года режиссёр „Александра Невского“ Сергей Эйзенштейн, — 
теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке 
сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается 
сейчас в Европе…»
       Надо заметить, что кинематографический вариант сценария отличается от 
первоначального литературного варианта. А среди вариантов названия картины 
были: «Ледовое побоище», «Господин Великий Новгород», «Русь».
       По литературному варианту сценария Александр Невский, одержав победу над 
немецкими интервентами, отправлялся в Золотую Орду на поклон к хану с целью 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-