Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
представителем которой он столкнулся впервые.
       Хейфиц и Зархи во время съёмок заботились о том, чтобы не было 
отклонений от сложившегося замысла. Перед каждой съёмкой актёрам читали записи 
из журнала репетиций. Вся техническая работа — установка мизансцены, съёмочной 
аппаратуры, света — проводилась с дублёрами, чтобы не утомлять перед съёмкой 
актёров.
       Продуманность фильма, чёткая организованность, точное ощущение замысла 
позволили снять фильм в небывало короткие сроки — за пять месяцев, с августа по 
декабрь 1936 года.
       Авторы фильма отказались от упрощения в показе перехода интеллигенции на 
сторону революционного народа. Студенты устраивают обструкцию профессору. Набор 
его книги — труда всей жизни — рассыпается, а рукопись похищается. В день 
своего рождения Полежаев оказывается одиноким.
       Рядом с Полежаевым авторы ставят двух человек — ограниченного, злого, 
мелочного доцента Воробьёва и большевика Бочарова. За Полежаева идёт борьба. Но 
Полежаев сам делает выбор, шагнув из кабинета на боевой корабль, а потом на 
трибуну Таврического дворца — уже как депутат Петроградского Совета от моряков 
Балтфлота.
       Точная копия зала заседаний Таврического дворца была построена в белом 
ателье «Ленфильма», в бывшем главном зале фешенебельного варьете «Аквариум».
       Полежаев начинает свою речь с неожиданного обращения. «Господа!» — 
провозглашает он довольно твёрдо. Потом, в монтаже, режиссёры дадут лёгкий 
шумок, прокатившийся по рядам зала, такого обращения никто не ожидал. Или 
профессор ошибся? Но Дмитрий Илларионович после секундной паузы продолжает с 
воодушевлением: «Нет, я не оговорился! Я говорю вам — господа! Рабочим и 
работницам, вам — крестьянам и крестьянкам, вам — красным солдатам и славным 
морякам!»
       Голос оратора звучит уверенно и сильно: «Вы — хозяева и подлинные 
господа на шестой части мира… Приветствую вас от лица науки, обязанной думать о 
вашем настоящем и о вашем будущем счастье!..»
       Больше полутора месяцев прожил Черкасов в трехкомнатной квартире 
профессора Полежаева в съёмочном павильоне «Ленфильма» на Кировском проспекте. 
Когда съёмки закончились и плотники начали разбирать «полежаевскую» декорацию и 
строить на её месте новую, уже для другого фильма, у Черкасова появилось 
щемящее чувство расставания с родным домом.
       1 января 1937 года «Депутат Балтики» был показан в Ленинградском Доме 
кино, а спустя немного времени в Московском. И в обоих залах зрители стоя 
аплодировали заключительной речи Полежаева в Петросовете. Это был огромный 
успех.
       В марте фильм вышел на экраны страны. Равнодушных не было. В адрес 
съёмочной группы начали приходить письма и телеграммы со всех концов страны. 
«Зрители Донбасса восхищены фильмом „Депутат Балтики“», — писали шахтёры. 
«Полежаев — образ, могущий стать идеалом для любого советского интеллигента», — 
выражал мнение учёных профессор В. Квасников.
       Работа всей съёмочной группы оценивалась чрезвычайно высоко, но, пожалуй,
 самый большой успех выпал на долю Черкасова. «Это был гениальный актёр, — 
говорит Зархи. — Он до такой степени вживался в образ, проникал в характер 
своего героя, что после команды „Мотор!“ я буквально физически ощущал, как на 
него накатывали десятки прожитых лет. Это выражалось в каждом жесте, даже в 
движении его пальцев. Когда коллеги не пришли на именины к Полежаеву, на душе у 
него очень тяжело. Чтобы не расстраивать жену, он заходит в свой кабинет. Видит 
штатив с пробирками, в которых у него идёт опыт. Он берет одну пробирку, 
смотрит. И этот простой жест говорил о многом. В нём были и человеческое горе, 
и профессиональный автоматизм учёного. Все это показывал Черкасов».
       Актёру пошли письма с просьбами, предложениями, раздумьями о том, как 
сделать жизнь лучше. К нему обращались как к депутату. Черкасов был удостоен 
звания заслуженного артиста РСФСР.
       В 1937 году фильм был показан на Международной выставке в Париже и был 
удостоен высшей награды — «Гранпри».
      
 «БЕСПРИДАННИЦА» 
      
       «РотФронт», 1937 г. Сценарий Я. Протазанова и В. Швейцера. Режиссёр Я. 
Протазанов. Оператор М. Магидсон. Художники А. Арапов и С. Кузнецов. Композитор 
Д. Блок. В ролях: О. Пыжова, Н. Алисова, А. Кторов, В. Попов, М. Климов, Б. 
Тенин, В. Балихин, В. Рыжова. 
       
      Режиссёр Яков Протазанов умел делать свои фильмы увлекательными, 
темпераментными. В феврале 1935 года он получил от руководства студии два 
письма с предложением немедленно приступить к работе над сценарием 
«Бесприданница» совместно с В. Швейцером: «Наше решение дополнительно загрузить 
Вас такой большой работой, параллельно с Вашей работой над текущей картиной, 
объясняется тем значением, которое „Межрабпомфильм“ придаёт постановке 
„Бесприданница“ в текущем производственном году…»
       Пьеса «Бесприданница» — с её остро поставленной социальной проблемой 
гибели человека в мире денег — была прекрасным материалом для Протазанова, чьи 
экранизации отличались большим вниманием к литературной основе фильма.
       Протазанов и Швейцер буквально проанатомировали пьесу, «поверив алгеброй 
гармонию». Они не стали слепо следовать за текстом, и потому экранизация пьесы 
не стала просто спектаклем, снятым на плёнку. В фильме появились сцены, которых 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-