|
смонтирован с кадрами, запечатлевшими выстрелы из тяжёлых орудий береговых
батарей, вся сцена получилась довольно эффектной».
«Оборона Севастополя» — картина новаторская для своего времени.
Мастерство её авторов очевидно не только в решении темы, но и в художественных
средствах, которыми замысел был воплощён на экране.
При съёмках на натуре режиссёры и операторы уже довольно часто
перемещают камеру с места на место, снимают батальные сцены под разными углами
и даже панорамируют. Так, например, целый ряд сцен снят с высоты: эпизоды атаки
союзных войск и контратаки русских моряков, картина отступления и перехода
русских на Северную сторону; сцены на Малаховом кургане, эпизод смерти Нахимова
и некоторые другие сняты снизу.
Особенно высокое мастерство режиссёры и операторы продемонстрировали в
массовых сценах. Атаки, рукопашные схватки, передвижения войск не только хорошо
сняты, но и прекрасно организованы. Любопытно, что массовые сцены снимались
двумя камерами с разных точек.
Пока в Севастополе снималась натура, под Москвой, в Крылатском
заканчивалась постройка нового ханжонковского ателье. Но к возвращению
съёмочной группы павильон застеклить не успели.
В этомто недостроенном «ателье» пришлось снять все декорации для
«Обороны Севастополя». Отсутствие электрической энергии не позволяло применять
юпитеры, и приходилось снимать только в хорошую погоду и закрывать декорации от
солнца и ветра занавесками и простынями.
В павильоне был снят «Приём иностранных послов турецким султаном».
Гончаров умудрился в эту сцену вставить балет евнухов и баядерку, исполнявшую
«танец живота». Все попытки Форестье убедить Гончарова в том, что это
безвкусица и халтура, не увенчались успехом. Он настоял на своём, заявив, что
лучше разбирается в вопросах искусства.
Другая декорация изображала «Приём у французского императора Наполеона
III». Наполеона играл Мозжухин, императрицу Евгению — артистка театра Корш В.
Аренцвари. Сцена вышла настолько убогой, что Ханжонков, невзирая на бурные
протесты Гончарова, выбросил её почти целиком. Под Москвой было доснято ещё
несколько натурных сцен.
Заканчивался фильм документальными кадрами, показывавшими ветеранов
Севастопольской обороны, которые дожили до 1911 года — и русские, и их былые
противникифранцузы — теперь седобородые старики и бабушки в тёмных платках.
Они сняты сначала в группе на фоне монумента в память о Крымской войне. Потом
поочерёдно, по старшинству и по заслугам, они встают, подходят близко к камере,
приветствуют зрителей и уступают место своим товарищам.
Ханжонков вспоминает, что этот финал придумал и организовал Гончаров.
Нельзя не понять уже по одному этому, что Гончаров был что называется сейчас
«режиссёромноватором». Ведь документальный финал придал фильму своеобразное
звучание, сделал историческую картину современной. Финал словно говорил: «Мы
показали вам инсценировку событий, но зато так, как они проходили в самом деле;
всё, что мы показали, — правда, и вот живые свидетели тому».
К концу лета 1911 года картина «Оборона Севастополя» была закончена и
смонтирована. Получился фильм длиной около 2000 метров. В те времена обычный
размер полнометражной картины не превышал 400 метров. Поэтому авторов очень
беспокоило, как примет зритель такую длинную картину и окупит ли она средства,
истраченные на её постановку.
Торжественная премьера «Обороны Севастополя» прошла в Большом зале
Московской консерватории, а в Ливадийском дворце (крымская резиденция
императора) в присутствии Николая II состоялся сеанс для царской семьи и двора.
Фильм им понравился. По мнению О. ЯкубовичаЯсного, ни одному из исторических
фильмов, созданных позднее, «не удалось превзойти „Оборону Севастополя“ по
своему успеху у зрителя».
«Оборона Севастополя» по праву признана вехой в истории кино. Здесь
впервые была освоена эстетика военного фильма, разработаны принципы подхода к
историческому материалу — то, что впоследствии назовут «реконструкцией события».
«ОТЕЦ СЕРГИЙ»
Тво на паях «Л.Н. Ермольев», 1918 г. Сценарий А. Волкова. Режиссёр Я.
Протазанов. Оператор Ф. Бургасов. Художники В. Баллюзек, А. Лошаков. В ролях: И.
Мозжухин, В. Дженеева, В. Орлова, В. Гайдаров, Н. Лисенко и др.
Фильм «Отец Сергий» вышел на экраны в мае 1918 года. Это наиболее
известное и в художественном отношении лучшее произведение дореволюционной
кинематографии. Мысль об экранизации повести Льва Толстого возникла у Якова
Протазанова ещё в 1915 году — выпуск картины был анонсирован одновременно с
другим шедевром мастера — «Пиковой дамой». Но анонс, скорее всего, был просто
творческой заявкой, так как в то время изза запрещения цензурой показывать на
экране духовных лиц и церковную службу подобная постановка была невозможна.
Экранизацией «Отца Сергия» Протазанов и Ермольев стремились утвердить в
отечественном кинематографе национальное начало. Ермольев мобилизовал для
съёмок лучшие артистические и художественные силы фирмы.
Протазанов тщательно готовился к постановке философского произведения, в
котором писатель прослеживает огромный период жизни героя и представляет его в
общении с самыми разными людьми — от особ царствующей фамилии до нищих бродяг и
странников, которые бродили по Руси. Экранизируя Толстого, стремясь сохранить
|
|