Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
киносборники. Одной из первых картин был короткометражный агитационный фильм 
«Чапаев с нами». Плывёт раненый Чапаев по Уралу, а на другом берегу ждут его 
бойцы 1941 года: танкист, лётчик и пехотинец. От них слышит Чапаев: фашистская 
Германия напала на Советский Союз. И вскочил Чапай на коня и полетел впереди 
красных батальонов, полков и дивизий на последний бой с фашистами…
      
 «МЫ ИЗ КРОНШТАДТА» 
      
       «Мосфильм», 1936 г. Сценарий Вс. Вишневского. Режиссёр Е. Дзиган. 
Оператор Н. НаумовСтраж. Художник В. Егоров. Композитор Н. Крюков. В ролях: В. 
Зайчиков, Г. Бушуев, Н. Ивакин, О. Жаков, Р. Есипова, П. Кириллов, Э. Гунн, 
Миша Гуриенко, Ф. Селезнев, П. Соболевский. 
       
      Через полтора года после появления «Чапаева» вышел фильм, сказавший новое 
слово о Гражданской войне. «Мы из Кронштадта» — это рассказ о событиях обороны 
Петрограда в 1919 году, о боях с интервентами и Юденичем, о мужестве балтийских 
моряков.
       Картину поставил Ефим Дзиган — интересный и опытный режиссёр, пришедший 
в кино в середине 1920х годов, уже успевший снять несколько документальных и 
четыре художественных фильма.
       Всё началось с пьесы «Оптимистическая трагедия». Восхищённый пьесой, 
Дзиган отправился к её автору, Всеволоду Вишневскому, с предложением об 
экранизации. Все персонажи трагедии, их образы, характеры, их поступки были ему 
столь близки, понятны и дороги, что как живые проходили перед глазами.
       Однако Вишневский сказал: «Делать сценарий по пьесе не буду…» Писатель 
подошёл к столу и набросал в дневнике несколько строк.
       Настроение Дзигана ухудшилось до предела — надежды на сценарий рухнули. 
Но тут он услышал спасительные слова: «Я напишу новую, самостоятельную вещь для 
кинематографа».
       Вишневский с Дзиганом выезжали на Балтийский флот. В Ленинграде они 
побывали в Центральном военноморском музее, беседовали с моряками.
       Тщательная подготовка к съёмкам позволила добиться подлинности во всём — 
в выборе натуры, в гриме и одежде персонажей, в звуковой партитуре, в свете.
       В ноябре 1933 года сценарий был закончен. Состоялись его читки на студии,
 в Союзе писателей, друзьям кинематографистам. Начался длительный и сложный 
этап его утверждения. Были горячие сторонники запуска сценария в производство, 
но нашлось немало и противников…
       Дзигана вызвали к директору студии, впоследствии профессору МГУ по 
западной литературе. Он сообщил, что специальная коллегия по рассмотрению 
сценариев отвергла сценарий фильма «Мы из Кронштадта». Решение вынесено, 
обжалованию не подлежит.
       В каких только грехах не обвинялись авторы! Вот только некоторые из 
претензий: «В сценарии „Мы из Кронштадта“ — серьёзные политические недостатки, 
отсутствие движущих идей». «Матросы показаны как анархическая масса, неизвестно,
 за что они сражаются». «Вишневский принизил пехоту. Он хочет показать 
исключительную роль матросов, вне связи с ролью партии и рабочего класса». 
«Матросы гибнут безропотно, обречённо. Автор развивает философию стихийности». 
«В произведении Вишневского — мрак и биологизм. Наш зритель не поймёт и не 
примет такого фильма».
       К счастью, сценарий прочитал нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов. 
Это решило дело. Вскоре руководитель кинематографии Б.З. Шумяцкий сказал 
Дзигану: «Товарищ Ворошилов сообщил, что фильм „Мы из Кронштадта“ надо делать. 
Но так, чтобы зрители полюбили главных действующих лиц — матроса и пехотинца. И 
чтобы не было противопоставления флота и пехоты».
       Вскоре была утверждена съёмочная группа: главный оператор Н. 
НаумовСтраж, композитор Н. Крюков, художник В. Егоров.
       Когда пришло время подбирать актёров, Вишневский настойчиво рекомендовал 
взять на главные роли популярных исполнителей. Дзиган пошёл другим путём: 
привлёк к работе малоизвестных артистов. Позже Всеволод Витальевич признал его 
правоту: «Вы, как художник, чувствуете очень верно сотни вещей. Нашли — 
совершенно исключительно — актёров…»
       Картину начинали снимать на Балтике, в Кронштадте. Но погода здесь была 
неустойчивой — каждую минуту мог пойти дождь или туман затянуть все вокруг… Да 
и света маловато. И решено было отправиться в Крым.
       Чёрное море великолепно «сыграло» за Балтийское. А безоблачное, голубое 
небо юга в чёрнобелом фильме как раз и получилось серым, ровно затянутым небом 
Балтики. Появление даже самого маленького белого облачка сразу разоблачило бы 
этот «обман». Поэтому приходилось часами сидеть и ждать, когда это облачко 
проплывёт мимо. В этом отношении Дзиган обладал редкой выдержкой, терпением и 
спокойствием.
       В сцене казни моряков есть такой кадр — связанные, с тяжёлыми камнями на 
груди, стоят пленённые герои. А перед глазами — широкий морской простор. Гуляет 
по волнам вольный ветер. Над белыми барашками волн свободно парят белокрылые 
чайки.
       Можно снять отдельно летающих чаек, потом отдельно моряков, ожидающих 
своей тягостной участи. Потом эти отдельные кадры смонтировать. Конечно, 
зритель бы понял — вот, мол, птицы свободны, а люди лишены этой свободы.
       Дзиган усложнил задачу. Стоят связанные люди. А за их спинами, на заднем 
плане, через кадр пролетают свободные птицы. Это совсем другое дело! Тут у 
зрителя это сопоставление возникает самостоятельно. Увидев птиц, как бы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-