|
Хозяйка принесла угощение — чугун вареной картошки. Картошка рассыпалась
по столу, и одна — уродливая, с наростом — выкатилась вперёд. Это совпало с
репликой: идёт отряд походным порядком. Впереди командир на лихом коне (мы как
раз обсуждали эту сцену). Хозяйка поставила на стол солёные огурцы. Это совпало
со словами: показался противник. Все расхохотались и запомнили эти совпадения,
а потом в Ленинграде быстро и весело сняли эту сцену, изменив первоначальную
намётку сценария, по которой Чапаев должен был рисовать палочкой на земле».
Центральное событие фильма — бой с каппелевцами. Сцена отражения
психической атаки вошла в историю мирового кино как один из высочайших,
классических образцов монтажного искусства.
Сергей Васильев замечал: «Что касается отделки, раскадровки, для нас
было совершенно ясно, что весь ключ, с одной стороны, — в массовой психической
атаке, а с другой стороны — в людях. Это наши люди. Отсюда ясно: ни одного
крупного плана белых и только на крупных планах показ красных. В людях здесь
дело. Здесь столкновение двух воль, и важно разрешение на людях наших, и не на
белых».
Васильевы снимали бой с каппелевцами поэпизодно, длинными кусками с
запасом. И когда при рабочих просмотрах на экране шли бесконечные проходы
марширующих каппелевцев, разрозненные планы чапаевской цепи, и все это — в
немом виде, эти куски казались безнадёжно скучными, однообразными, серыми. О
таком впечатлении вспоминали многие ленфильмовцы. И все буквально ахнули, когда
увидели сцену в смонтированном виде.
Гибель Чапаева снимали на Волге (в действительности комдив погиб в
сражении). По сценарию Чапаев погибал в бурной реке, но потом решили не
создавать ощущения, что Чапаева губит стихия. Съёмки этой сцены оказались
драматичными и для исполнителя роли. Дублей делали много, и Бабочкин согревался
водкой (снимали весной, вода в Волге ледяная). Простуда актёра миновала, но от
вынужденных возлияний у него открылась страшная язва, которая мучила его до
конца жизни…
Когда «Чапаев» был готов, смонтирован, озвучен, его показали руководству
Главного управления кинематографии. Считая чрезмерно раздутой линию
белогвардейцев в фильме, начальник главка Б.З. Шумяцкий предложил исключить из
фильма всю сцену отражения «психической атаки». По его мнению, эта сцена
«героизировала» белое офицерство. Согласиться с этим, изъять одну из лучших в
фильме сцен авторы не могли.
Судьбу сцены решило присутствие на этом просмотре К.Е. Ворошилова, С.М.
Будённого и других военных руководителей. Они дали высокую оценку сцене
«психической атаки», что позволило сохранить в фильме эту важнейшую для него
сцену.
Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Титан» 5 ноября 1934 года. Чудо
этой ленты обнаружилось буквально на первом же сеансе. Очевидцы вспоминают, что
когда фильм кончился, публика не встала с мест. Люди были потрясены. Пришлось
выйти директору кинотеатра и объявить: «Товарищи, все… Но среди нас находятся
исполнители главных ролей товарищи Бабочкин, Кмит, Мясникова… Попрошу их
показаться…»
Когда актёры появились перед зрителями, началось невероятное. Весь
зрительный зал встал, а в то время привычки вставать и приветствовать кого бы
то ни было стоя вообще не знали — и разразилась овация. Она тоже была странной
— люди аплодировали и плакали.
Слава «Чапаева» родилась немедленно и росла, как снежный ком. Газеты с
каждым днём отдавали все больше и больше места на своих полосах громадному
успеху фильма. Появляются восторженные отзывы писателей, учёных, военных и
политических деятелей.
Даже подлинные участники событий — бойцы и командиры Чапаевской дивизии
— воспринимали «Чапаева» как жизненный факт.
18 января 1935 года «Правда» публикует передовую, которая названа:
«"Чапаева" посмотрит вся страна». Кинотеатры осаждали толпы людей. Их было
столько, что во многих городах сеансы проводились круглосуточно. Фильм шли
смотреть целыми заводами, воинскими частями, колхозами, школами, шли как на
праздник — колоннами, с оркестрами, неся плакаты и транспаранты: «Мы идём
смотреть „Чапаева“!»
Копий картины не хватало. Их срочно допечатывали. Только да первый год
фильм просмотрело свыше 30 миллионов зрителей — цифра по тем временам небывалая.
Авторитетное жюри Московского международного фестиваля присудило первую
премию киностудии «Ленфильм» «за создание исключительно высокохудожественного
фильма „Чапаев“, а также фильмов „Юность Максима“ и „Крестьяне“»
С этого началось признание фильма и его авторов за рубежом. Ряд стран
закупили «Чапаева». Он с успехом шёл в США. В ньюйоркском кинотеатре «Камео»
картина не сходила с экранов более трех месяцев. Корпорация американских
кинокритиков, до того насторожённо относившаяся к советскому кино, назвала
«Чапаева» в числе десяти лучших зарубежных фильмов 1935 года.
Широко и успешно фильм демонстрировался во Франции, где в 1937 году он
был удостоен приза Парижской международной выставки. Прошёл он и в Испании, и
по экранам ряда других европейских стран.
Мальчишки приходили в кинотеатр и спрашивали: «У вас — „Чапаев“? —
„Чапаев“. — „Тонет?“ — „Тонет“. — „Значит, это не здесь. Пошли, ребята. Есть
гдето такое кино, где он не тонет…“»
Скоро наступило время, когда Чапаеву пришлось всётаки выплыть. В первые
же дни Великой Отечественной войны кинематографисты начали выпускать боевые
|
|