|
ткнули носом, и поросёнок с удовольствием вылакал коньяк и превратился в
пьяного хулигана. Шатаясь и хрюкая, он ходил по столу, ронял бутылки, сбрасывал
тарелки, лихо поддевая их своей хрюшкой…
«Ободрённые удачным экспериментом с поросёнком, мы решили попробовать
это на огромном быке, которого выбирали на мясной бойне, — вспоминал
Александров. — Поставили перед быком полведра водки и стали ждать… Бык долго
принюхивался. Пробовал, но не набрасывался. В конце концов стал пить водку, но
во хмелю оказался буйным. Он разорвал верёвку, которой был привязан, выбежал во
двор студии „Мосфильм“ и начал гоняться за людьми, которые в страхе разбегались
и прятались. Мой ассистент приехал на мотоцикле, пьяный бык бросился за ним.
Ассистент бросил мотоцикл и взобрался на дерево, а бык бодал рогами мотоцикл до
тех пор, пока он не заглох. Во дворе шли натурные съёмки, и, когда бык подбегал,
пугая всех угрожающим мычанием, артисты, осветители и вся съёмочная группа
прятались куда попало. На месте одной съёмки бык разгромил декоративный
газетный киоск…»
Александров отправился на консультацию к знаменитому дрессировщику
Владимиру Дурову. Тот сказал «Бык — животное трудное. Недаром говорят: „Упрям,
как бык“. Приведите его в мой „Уголок“, я понаблюдаю за его повадками,
характером, поработаю, а месяцев через пять видно будет, что из него получится».
Пять месяцев ждать не могли. Тогда за дело взялся… гипнотизёр. Но и он
потерпел фиаско. Привели циркача, который предложил туго перетянуть проволокой
одну переднюю и одну заднюю ногу, и тогда быку будет больно, он будет хромать и
производить впечатление пьяного. Александров не захотел истязать животное.
Наконец объявился ветеринарпенсионер, который предложил дать быку водки
и разбавить её бромом. И тогда бык будет и пьяный, и тихий. Пошатается немного,
ляжет и уснёт. Всё получилось как надо. Чемберлен шатался, ложился, засыпал.
Во время съёмки случались и драматические ситуации. По сценарию пастуху
Косте не удавалось выгнать быка из дома, тогда он должен был оседлать его и,
как наездник, направить его к выходу. Леонид Утёсов отказался ездить верхом на
быке: «Это не моя специальность».
На рискованный трюк отважилась Любовь Орлова. Обнаружив на крупе около
начала хвоста пучок шерсти, актриса предложила сидеть на быке лицом к хвосту и
в случае чего ухватиться за этот пучок шерсти: «Так будет ещё смешнее!»
Но Орлова увлеклась и так яростно била быка веником, что он не выдержал,
брыкнул задними ногами и сбросил «всадницу». Она сильно ушибла спину и
пролежала более месяца в постели. И только после того, как врачи разрешили
артистке приступать к работе, было снято продолжение сцены с быком…
Когда картина была закончена, неожиданно против её выпуска на экран
выступил министр просвещения Бубнов. Он говорил, что это издевательство над
музыкой Листа.
Тогда Шумяцкий сделал хитрый ход: предложил показать фильм Горькому.
Дескать, пусть он со своих писательских позиции рассудит, кто прав.
Горький пригласил на просмотр сельских комсомольцев из ближайших
колхозов, школьниковстаршеклассников и писателей. Фильм сделал всех
собравшихся энтузиастами комедии. Алексей Максимович отметил: «Талантливая,
очень талантливая картина… Сделана смело, смотрится весело и с величайшим
интересом. До чего талантливы люди! До чего хорошо играет эта девушка(Любовь
Орлова)… Очень хороши все сцены с животными. А какая драка! Это вам не
„американский бокс“. Сцену драки считаю самой сильной и самой интересной…»
Горький организовал показ «Весёлых ребят» для членов Политбюро ЦК партии.
Смотрели «Весёлых ребят» с явным удовольствием. Смеялись, обменивались
репликами. По окончании сеанса все, кто был в просмотровом зале, смолкли, ждали,
что скажет Сталин.
«Хорошо! Я будто месяц пробыл в отпуске», — сказал он, и все стали
возбуждённо вспоминать понравившиеся детали кинокомедии.
Судьба картины была решена, но, прежде чем выпустить «Весёлых ребят» на
широкий экран, фильм в числе других работ известных советских киномастеров
повезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку.
Б. Шумяцкий, Г. Рошаль, В. Петров, А. Шафран писали из Венеции: «Первая
наша большая работа — фильм комедийного жанра „Весёлые ребята“ режиссёра Г.В.
Александрова по справедливости принимается здесь как новое слово киноискусства,
ибо, преодолевая безвкусицу идиотического американского трюка, она указывает,
как много может сделать подлинный художникрежиссёр и сценарист, если только он
комическую ленту компонует из всего разнообразия элементов киноискусства: слова,
образа, мелодии, танца и изобразительного, брызжущего здоровьем и весельем
трюка».
Не обошлось, конечно, и без иронии в наш адрес. Итальянская пресса
писала: «Совершенно непонятно, как Александров снял своих „Весёлых ребят“ в
СССР? Вероятно, это случилось глубокой ночью, когда все начальство крепко спало.
Под покровом темноты он пробрался на студию и до рассвета снял свой фильм».
А в итальянском журнале «Марианна» критика звучала несколько иначе:
«"Весёлые ребята" производят такое впечатление, будто на фабрику ГУКФа ночью
прорвались буржуазные кинорежиссёры и тайком, в советских декорациях сняли эту
картину».
Уже на следующий день после показа фильма «Москва смеётся» — так
«Весёлые ребята» назывались в Италии — утесовское «Сердце» успели перевести на
итальянский, и его дружно запели венецианские гондольеры.
Во Франции картина называлась «Весь мир смеётся».
Настоящим успехом сопровождалась демонстрация комедии в Америке.
|
|