|
Александров предложил ей сыграть домработницу Анюту. Любовь Петровна спросила:
«Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?» Александров
ответил: «В спорах рождается истина».
В 1934 году Орлова говорила в интервью: «Работая над ролью Анюты, я
старалась создать образ простой, обыкновенной советской девушки и играть так,
чтобы зритель увидел в Анюте живого, понятного всем человека, а не напыщенную
куклу, каких мы часто видим на экране».
В начале сентября 1933 года начались натурные съёмки в Гагре. За пять
дней удалось снять ряд сложных сцен на даче «Чёрный лебедь». Впервые в стране
звуковые съёмки производились непосредственно на пляже, в горах и в гагринском
парке.
Оператор фильма Владимир Нильсен был не только блистательным практиком,
но и талантливым теоретиком. Им постоянно владело стремление к освоению новой
техники, новых приёмов операторской работы.
На пляже проложили узкоколейную железную дорогу. Укреплённая на
вагонетке камера «брала» всех действующих лиц — так возникла эффектная
начальная панорама.
Александров много экспериментировал. Но даже в самой съёмочной группе не
все разделяли его взгляды. В разгар натурных съёмок в Гаграх В. Нильсен писал М.
Штрауху: «Снимаем жуткую халтуру, тем более вредную, что все это, несомненно,
будет иметь успех и станет стилем советского кино на неопределённое время.
Трудно себе представить, до каких пределов может дойти дурной вкус и пошлятина
в каждой мелочи, начиная с композиции кадриков и кончая выбором костюмов и
актёрской работой. Гриша (Александров) на меня зол, так как я, очевидно, мешаю
ему изгаляться перед легковерными слушателями. Но мне чертовски надоел весь
этот салон с наигранным джентльменством. А хуже всего, когда на площадке
появляется „хозяйка“(Любовь Орлова), Гриша совсем потерял голову и, видимо,
собирается после окончания картины жениться».
Александров считал иначе: «Советскую комедию слишком запроблемили, и она
перестала быть смешной». И если в первом варианте сценария были ещё какието
попытки создать «идеологически нагруженные моменты», то затем сценарий
перерабатывается именно по линии полного освобождения от них. «Наша основная
задача — разрешить проблему смеха. И только!»
Во время съёмок «Весёлых ребят» Николай Эрдман был арестован. В ночь с
12 на 13 октября 1933 года, когда после тяжёлого съёмочного дня вся группа
спала, его вместе с В. Массом увезли в ОГПУ из гагринской гостиницы. К счастью,
оба остались живы и в дальнейшем плодотворно работали, в том числе с
Александровым над «ВолгойВолгой».
Полноправным участником действия в «Весёлых ребятах» является музыка
Исаака Осиповича Дунаевского. Он сам руководил исполнением своей музыки, искал
лучшие варианты, изменял характер звучания отдельных частей, проводил репетиции,
словом, делал все, чтобы довести музыку до совершенства.
Много лет спустя ЮНЕСКО выпустило фильм «Лучшие комедии мира». Из
комических лент разных стран взяли по сцене и объединили в одну картину. В этой
всемирной комедии нашла место музыкальная драка из «Весёлых ребят».
Действительно, по насыщенности трюками, по виртуозности выполнения сцена
драки уникальна в мировом кинематографе: 120метровый кусок (4 минуты
демонстрации) состоит более чем из 250 монтажных планов.
Дунаевский писал впоследствии об уникальности, сложности этого труда: «Я
думаю, что эпизод „музыкальной драки“ из „Весёлых ребят“ по технической
трудности не имеет себе равных во всей моей музыкальной деятельности…»
Исаак Осипович сочинил великолепную, бодрую, жизнерадостную мелодию
заглавной в картине песнимарша, а стихи у поэта Владимира Масса не клеились.
Пришло время съёмок, и Утесову ничего не оставалось, как пройти в первой
панораме под «Коровий марш». Обращаясь к стаду, он пел:
А ну, давай, поднимай выше ноги.
А ну, давай, не задерживай, бугай.
Александров кинул клич через «Комсомольскую правду»: «Ждём текста песни
— мелодия есть!» Были опубликованы ноты. Через некоторое время стали потоком
поступать стихи. Но подходящих не было.
Утёсов, приехав в Москву на павильонные съёмки, встретился с Василием
Ивановичем ЛебедевымКумачом и попросил его написать стихи, которые
соответствовали бы характеру Кости Потехина. И поэт написал ставшие знаменитыми
слова «Марша весёлых ребят»: «Легко на сердце от песни весёлой…»
Стихи всем понравились, но к этому времени панорама марша была снята.
Музыкальные номера фильма пришлось переозвучивать. Внимательный зритель мог
заметить, что, когда Костя идёт по горам во главе стада и поёт свою песню,
артикуляция губ не всегда совпадает со звуком.
ЛебедевКумач активно включился в работу над фильмом. Вскоре сценарий
украсился лирической песней Анюты. Кроме того, он написал и песню «Сердце, тебе
не хочется покоя».
Много хлопот доставили Александрову съёмки с животными.
…На призыв пастушеской дудочки Кости они врываются в столовую пансиона и
пожирают салаты и фрукты, напиваются винами, приготовленными для банкета.
Поросёнок, забравшись на стол, опрокидывает бутылку с коньяком и напивается как
заправский алкоголик. Бык, которого в фильме зовут Чемберленом, выпивает крюшон,
приготовленный в большой стеклянной вазе, и сильно пьянеет.
С поросёнком проблем не было. Поставили его перед тарелкой с коньяком,
|
|