Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
искусстве не перевелись люди, зажимающие все смешное. «Алексей Максимович, — 
обратился он к Горькому, — если вы не против весёлого, смешного, помогите 
расшевелить талантливых литераторов, мастеров смеха в искусстве».
       Осенью 1932 года прошло специальное совещание с участием ведущих 
сценаристов и режиссёров. На нём было сказано, что зрители в многочисленных 
письмах требуют ярких звуковых кинокомедий. Весёлые фильмы рекомендовалось 
ставить крупнейшим режиссёрам. И многие взялись за это. Эйзенштейн писал 
сценарий «МММ» (Максим Максимович Максимов), Довженко работал над комедией 
«Царь»…
       Председатель Государственного управления кинофотопромышленности (ГУКФ) 
Борис Захарович Шумяцкий предложил снять на плёнку спектакль «Музыкальный 
магазин», поставленный Утесовым в Ленинградском мюзикхолле на музыку Исаака 
Дунаевского. Его герой, продавец Костя Потехин, — простой парень, насмешливый и 
с хитрецой.
       Режиссёром комедии Шумяцкий видел Александрова, который, правда, 
самостоятельной большой работы ещё не делал, но, побывав в Америке, многое 
узнал и усвоил.
       Александров, Утёсов, сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс провели 
творческую встречу в Ленинграде. Идея музыкальной кинокомедии всем понравилась, 
и тут же начались поиски сюжетных и музыкальных коллизий, обсуждение вариантов 
сюжета. Главным действующим лицом, раз уж отталкивались от «Музыкального 
магазина», решили сделать Костю Потехина. Только теперь он превращался в 
пастуха.
       Николай Эрдман заметил: «Когда зритель хочет смеяться, нам уже не до 
смеха». И действительно, авторам пришлось выдержал нешуточную борьбу с 
противниками «лёгкого» киножанра.
       На многодневном обсуждении «Джазкомедии» в московском Доме учёных было 
высказано немало претензий: «Подставьте английские имена, и получится настоящая 
американская комедия, — заявила сценаристка Эсфирь Шуб. — Вещь целиком не наша».

       Накануне запуска сценария в производство партийная организация 
Художественнопостановочного объединения московской кинофабрики «Союзфильм» (на 
Потылихе) вынесла вердикт: «Считать сценарий неприемлемым для пуска в 
производство», а его утверждение «должно рассматривать как политическую ошибку 
руководства ГУКФ, треста Союзфильм и фабрики „Союзфильм“».
       Так, с самого начала создания «Весёлые ребята» вызвали жаркие споры, 
которые сопровождали весь процесс съёмок фильма.
       По словам Александрова, сюжет «Джазкомедии» был приблизителен и нехитр, 
его задачей было связать воедино пронизанные музыкой и смехом эпизоды.
       …На курортном пляже Елена знакомится с пастухоммузыкантом Костей 
Потехиным, принимая его за парагвайского дирижёра Коста Фраскини. Как «модный 
иностранец», Костя приглашён на званый вечер на виллу «Чёрный лебедь», где 
живёт Елена с матерью и домработницей Анютой, влюблённой в талантливого пастуха.

       Учитель музыки Карл Иванович даёт пастуху для вечера свой костюм, а 
стадо Костя оставляет у ворот виллы. Всё идёт прекрасно. Но когда «иностранец» 
играет на пастушечьей жалейке, его четвероногие друзья всем стадом устремляются 
к нему и уничтожают ужин, предназначенный совсем не для них. Костю выгоняют…
       Через месяц Костя в Москве, у дверей мюзикхолла… И здесь он вынужден 
играть роль все того же парагвайского дирижёра. Природная музыкальность 
выручает его, и присутствующая на концерте Елена вновь готова отдать ему руку и 
сердце. Но появление настоящего Фраскини заставляет Костю спасаться бегством…
       Костя становится во главе музыкального коллектива «Дружба». Испытав ряд 
превратностей судьбы, коллектив получает наконец возможность выступить в 
торжественном концерте в Большом театре. Музыкантам не везёт, они перессорились 
на репетиции, попали под дождь и, опаздывая на концерт, нанимают проезжий 
катафалк. По пути они подбирают Анюту, которую прогнали хозяева.
       Инструменты промокли, костюмы разорваны. А между тем Большой театр горит 
огнями, там ждёт праздничная, нарядная публика… Но весёлые ребята несут в себе 
столько бодрости, а преображённые своей любовью — теперь уже взаимной — Костя и 
Анюта поют с таким задором, что зрители увлечены и вместе с артистами поют 
песню.
       Чего только не было в этом фильме: откровенная гиперболизация, гротеск, 
буффонада, лирика, столкновение смешного с трагическим…
       Начинаются «Весёлые ребята» с мультипликационного изображения известных 
западных мастеров кинокомедии: Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда, Бастера Китона. 
Затем надпись на экране сообщает, что они «в картине не участвуют». Так ответил 
режиссёр критикам, упрекавшим сценарий в следовании прославленным американским 
комикам. Следом за титром «В картине участвуют» — называются имена Утесова, 
Орловой, некой «Марьи Ивановны». Буквы последнего имени складываются в 
вопросительный знак, который превращается в корову.
       Поразить и ошеломить зрителя буйством фантазии! Это намерение режиссёра 
прослеживается с первых секунд демонстрации фильма.
       Начинается продолжительный (130 метров) проход пастуха со стадом, 
искусно снятый и смонтированный как один кадр.
       Сценарий создавался в расчёте на способности Леонида Утесова и его джаза.
 Но кого пригласить на роль Анюты? Однажды художник Пётр Вильямс посоветовал 
Александрову посмотреть в музыкальном театре В.И. НемировичаДанченко артистку 
Любовь Орлову. Режиссёр пошёл на «Периколу» с её участием и не пожалел об этом: 
Орлова играла как хорошая драматическая актриса и превосходно пела и танцевала. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-