|
рисунка. Он прославился и как актёр, исполнитель героических ролей в
приключенческих фильмах.
Весной 1932 года Барнет выпускает в свет фильм «Окраина». Судя по
кратким сообщениям в прессе, фильм не прочился в шедевры. «Окраина» —
экранизация одноимённой повести начинающего писателя Константина Финна,
описавшего тусклый быт домишек, где ютятся сапожные мастерские, где жильцам
сдаются углы, где тишину нарушают далёкие заводские гудки, церковный звон да
изредка — жестокий романс под гитару. Это рассказ о том, как война, а затем
революция ворвались в мирок провинциального городка. Вереница персонажей:
солдаты, рабочие, мещане, обыватели, пленные… Это своего рода событийная
хроника, как иногда говорят — «картины жизни».
История создания великой картины всегда пестрит множеством увлекательных
подробностей, порою не слишком достоверных. Наиболее подробны и достоверны
воспоминания Елены Александровны Кузьминой, приобщившейся к постановке на самом
раннем её этапе, когда ещё не был готов даже первый вариант сценария.
Барнет познакомился с ней в Одессе, в гостиничном номере Кулешова и
Хохловой, работавших тогда над сценарием фильма «Горизонт». В этой гостинице
постоянно жили кинематографисты, превратившие её в подобие Дома творчества.
Барнет работал там над сценарием «Окраины».
У Кузьминой в это время была уже громкая слава. Она — ведущая актриса
«Фэксов»…
Барнет плохо ещё представлял будущую героиню «Окраины», но уже твёрдо
решил снимать Кузьмину. В повести Финна была старая дева по имени Мария, унылое,
забитое существо. Такая роль двадцатилетней актрисе не особенно пришлась по
душе, и всётаки она решила дождаться сценария.
Кузьминой хотелось играть не скучную старую деву, а, к примеру, смешную
провинциальную девчонку — не Марию, а Маньку. Барнет принял условия. Манька — с
косичками бубликами, в нелепой шляпке, которая кажется ей последним криком моды,
— была сыграна Еленой Кузьминой с трогательным комизмом.
Семья сапожника Кадкина родилась из мимолётной фразы в повести. В фильме
старший сын Николай включается в борьбу рабочихзабастовщиков. Потом его
забирают в солдаты. А младший сын, Сенька, наслушавшись воинственных речей,
уходит на фронт добровольцем. Окопная жизнь показана сурово и страшно. В одной
из атак Сенька гибнет…
Война ощущается и на окраине, в глубоком тылу. Отец Маньки, склочный
вдовец Грешин, промышляющий «починкой обуви», готов в шовинистическом угаре
смертно возненавидеть даже закадычного друга немца Роберта Карловича и отлупить
дочь Маньку, посмевшую познакомиться с пленным немцем Мюллером.
Но после его отъезда немцев на окраине неожиданно прибавляется: пленным
«для прокормления» разрешают выходить из бараков. И молоденький Мюллер находит
работу у старого сапожника Кадкина — ведь он тоже сапожник.
Февральская революция рождает надежды на мир. Однако студентменьшевик
Александр Фёдорович, внезапно ставший важным «комиссаром Временного
правительства», призывает к войне до победного конца. Его в своей яркой
сатирической манере играет Михаил Жаров. «Комиссара» поддерживает оборотистый
хозяйчик сапожной фабрики, разбогатевший на военных поставках. Быстро стучат
новенькие машины, тачающие солдатские сапоги в его мастерской. Быстро стучат
пулемёты на фронте, где вопреки надеждам продолжается бессмысленная бойня.
Николай Кадкин становится зачинщиком братания с немецкими солдатами. Он
смело выходит из окопов, втыкает винтовку штыком в землю и обращается к немцам
с призывом к миру. За Николаем следует новобранец, которого играет ещё один
молодой актёр, позднее ставший знаменитым, артист Художественного театра Михаил
Яншин.
Но комиссарам Временного правительства удаётся арестовать зачинщика
братания. Николая расстреливают тут же, на ничейной полосе. Звучит залп, и он
падает лицом во взрытую снарядами землю. Новобранец склоняется над ним,
тормошит, зовёт: «Николай, Николай»… И Кадкин внезапно открывает глаза и
говорит буднично, спокойно: «Что тебе?»
Да, здесь ощущается режиссёрское озорство. Оборвав трагический эпизод,
внезапно внеся бытовую интонацию и юмор, Борис Барнет заявил о бессмертии
своего героя, вернее, о бессмертии идей, в нём воплощённых…
Для съёмок «Окраины» Барнет подобрал великолепный коллектив. Операторы М.
Кириллов и Н. Спиридонов безупречно сняли картину. Старейший мастер студии
«Межрабпомфильм» художник С. Козловский во многом здесь превзошёл самого себя,
создав изумительный антураж множества сцен.
Особый разговор о музыке. Композитор С. Василенко, осведомившись о
замысле, о структуре картины, объявил: «Нус, как я понимаю, всякие
вагнеровские валькирии вам не подойдут. А вот, не угодно ли, „Чубарикичубчики
вы мои“…»
В этом фильме снимались известные актёры: С. Комаров, А. Чистяков, А.
Файт — и молодые, но уже популярные: Е. Кузьмина, М. Жаров, В. Уральский, М.
Яншин. Режиссёр решительно отказался от бытовавшего в то время «типажного»
подхода к ролям. Актёры зажили в картине жизнью своих героев.
Николая Кадкина (старшего сына) сыграл Николай Боголюбов, популярность
которого в начале тридцатых годов резко набирала высоту. Он уже прославился в
Театре Мейерхольда, но в кино ещё себя не нашёл. Имя герою одолжил сам актёр.
Особая речь о Крючкове, которому досталась роль Сеньки Кадкина. Обоих
братьевсапожников зритель принимает сразу: они обаятельны и достоверны. И
интересно следить за их судьбой.
Николай Афанасьевич Крючков — открытие Барнета и впоследствии один из
|
|