Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
вагон, перегруженный купленными булками и украденной колбасой! Даже строгое 
замечание — «Чтобы это было последний раз!» — звучит у Баталова весело и почти 
нежно.
       Среди остальных исполнителей выделялся Йыван Кырля, сам в прошлом 
беспризорник и воспитанник трудколонии, талантливо сыгравший сложную роль 
Мустафы. Во время пробы на роль он нацепил на себя смешную дамскую шапочку, и 
его лицо с раскосыми глазами и широкими монгольскими скулами сразу произвело 
неотразимое впечатление. Стало ясно, что сама судьба предназначила его для роли 
Мустафы.
       К сожалению, второй подобной по значению роли талантливый мариец Кырля 
так и не сыграл и не смог подтвердить закономерность своего первого актёрского 
успеха.
       В роли противника коммуны, главы бандитской шайки и хозяина воровской 
«малины», снялся Михаил Жаров. Его уголовник Жиган был посвоему неотразим, 
завораживающе действовал на подростков с их недавним тёмным прошлым.
       Жаров играл в Москве на сцене Реалистического театра: Здесь его и 
разыскал Николай Экк. Они были знакомы ещё по театру Вс. Мейерхольда. Экк 
предложил актёру прочитать сценарий нового фильма о беспризорниках.
       Сценарий Жарову понравился, он предвещал интересную работу. Весь вопрос 
состоял только в том, кого играть. Но когда услышал, что ему уготована роль 
бандита, Жаров возмутился: «Почему ты думаешь, что я должен играть Жигана, 
жулика и убийцу?»
       «Потому что ты не похож на жулика, а тем паче на убийцу!» — парировал 
режиссёр.
       Этим ответом Экк актёра не убедил, но возбудил его любопытство. Потом 
Жаров узнал, что ему придётся встретиться с Николаем Баталовым, а это был один 
из его любимых актёров.
       Жарой — Жиган появился в трех больших по времени и значению сценах.
       Фильм заканчивается трагически. Бывшие беспризорники построили железную 
дорогу, но перед пуском первого поезда Жиган устраивает диверсию. Мустафа, 
ставший любимцем колонии, на ручной дрезине едет исправлять повреждение. В 
засаде его встречает озлобленный Жиган, и между ними завязывается драка, в 
результате которой Жиган убивает Мустафу, а сам получает ранение. После выхода 
картины на экран московские мальчишки встречали Жарова на улице негодующим 
криком: «Эй, ты, зачем Мустафу убил?»
       В первом варианте сценария Жиган падал с откоса в болото и там погибал. 
Эпизод был уже отснят и вставлен в картину, когда у постановочного коллектива 
родилась мысль сделать вторую серию «Путёвки в жизнь», в которой без Жигана, 
конечно, не обошлось бы. И тогда решили оставить Жигана в живых — скатившись с 
насыпи, он просто исчезал во мгле, чтобы ещё вернуться.
       Уже была придумана фабула для второй серии «Путёвки», где Жиган 
становился главным действующим лицом и, попав на строительство 
БеломорскоБалтийского канала, проходил «перековку», подобно Мустафе в первой 
серии. Однако режиссёр Экк увлёкся другой темой и не осуществил свой замысел.
       «Путёвка в жизнь» имела огромный и вполне заслуженным успех. В Москве 
фильм не сходил с экрана больше года — 1200 сеансов.
       Както, возвращаясь вечером со съёмок, Жаров зашёл в гастроном и, стоя в 
очереди, почувствовал, как к нему лезут в карман. Покосившись, Жаров увидел 
худенького воришку. Время было голодное, актёр пожалел мальчонку и сделал вид, 
что ничего не замечает. При выходе из магазина его окликнул долговязый парень, 
державший злополучного мальчишку за ухо: «Товарищ Жаров, вот ваша трёшка. Этот 
молокосос своих не узнает!» — сказал он.
       Йыван Кырля стал настоящим народным артистом. Его Мустафу крепко 
полюбили, а произнесённые им реплики буквально «растащили» на цитаты: «Ловкость 
рук и никакого мошенства», «Яблочка хотца!». После съёмок Экк придумал для 
Йывана концертную программу, в которой актёр выступал в костюме и гриме Мустафы.
 «Зрители разбивали двери кинотеатров… Хотели видеть живого Мустафу!» — 
вспоминал Жаров.
       В конце 1932 года «Путёвка в жизнь» демонстрировалась в 27 странах мира. 
Отзывы зарубежной прессы — восторженные. Немецкие газеты писали: «Картина имеет 
твёрдую кожу и нежную душу. Она в высшей степени художественна…»
       В 1932 году на острове Лидо близ Венеции состоялся первый в истории 
Европы киносмотр, который вскоре стал международным Венецианским кинофестивалем.
 Среди других картин сюда привезли и «Путёвку в жизнь». Призы тогда не 
вручались, но собравшиеся участники, киноэлита, признали Николая Экка лучшим 
режиссёром кинофорума.
       «Путёвка в жизнь» — один из немногих фильмов, которым было дано второе 
рождение. Переозвученный, он был вновь выпущен в год своего тридцатилетия. И 
снова прошёл с большим зрительским успехом.
      
 «ОКРАИНА» 
      
       «Межрабпомфильм», 1933 г. Сценарий К. Финна и Б. Барнета. Операторы М. 
Кириллов и А. Спиридонов. Режиссёр Б. Барнет. Художник С. Козловский. 
Композитор С. Василенко. В ролях: С. Комаров, Е. Кузьмина, Р. Эрдман, А. 
Чистяков, Н. Боголюбов, Н. Крючков, М. Жаров, Г. Клеринг, М. Яншин, В. 
Уральский, А. Файт, Н. Акимов. 
       
      Режиссёр Борис Барнет уже в ранних своих постановках («Дом на Трубной», 
«Девушка с коробкой» и другие) проявил себя мастером тонкого психологического 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-