Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
Демьян Бедный встретил меня и говорит: „Не знаю, забыл уже, за что я тогда 
выругал вашу „Землю“». Но скажу вам — ни до, ни после я такой картины уже не 
видел. Это было произведение поистине великого искусства»». Надо полагать, что 
был он правдив тогда, когда хвалил «Землю», так как при всей сложности своего 
характера и нарочитой лубочности многого из написанного им был Демьян Бедный и 
образованным, и зорким человеком.
       Но Довженко это запоздалое признание было абсолютно ни к чему. Он пишет 
далее: «Я промолчал…»
       И всё же руководство кинематографией понимало, что «Земля» — не рядовой 
фильм и способен достойно представлять советскую культуру за рубежом. Довженко 
была предоставлена длительная заграничная командировка: в августе он повёз 
фильм в Прагу, Берлин, Париж и Лондон. «Земля» начала свой триумфальный путь и 
по зарубежным экранам. Картину повсюду принимали с удивлением и восторгом.
       Особенно горячо был принят фильм Довженко в Италии, Франции и Германии — 
в тех странах Европы, где кинематография тогда была наиболее развита.
       Зарубежные критики зачастую делают прямое сопоставление «Земли» с 
«Илиадой». И не только зарубежные. Ираклий Андроников однажды заметил, что 
Довженко вместил в «Земле» «такое обширное образное, политическое, философское 
содержание, которое ставит его произведение в один ряд с „Илиадой“ Гомера, с 
„Мёртвыми душами“ Гоголя, с „Войной и миром“ Толстого».
      
 «ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ» 
      
       «Межрабпомфильм», 1931 г. Сценарий Н. Экка, Р. Янушкевич и А. Столпера. 
Режиссёр Н. Экк. Оператор В. Пронин. Художники И. Степанов и А. Евмененко. 
Композитор А. Столляр. В ролях: Н. Баталов, Й. Кырля, М. Джагофаров, М. Жаров, 
В. Весновский, Р. Янушкевич, В. Уральский, А. Новиков, М. Гонта, М. Антропова, 
Р. Зелёная. 
       
      Успех первого полнометражного игрового звукового фильма «Путёвка в жизнь» 
режиссёра Николая Экка (настоящие имя и фамилия Николай Владимирович Ивакин) 
превзошёл все ожидания.
       «Путёвка в жизнь» поражала не только тем, что герои заговорили. 
Волновала тема кинокартины. Речь шла о беспризорничестве. В фильме показана 
Москва начала двадцатых годов, только начинающая свою мирную жизнь после войны 
и разрухи. Миллионы детей остались сиротами. Оборванные, голодные, они ютились 
в подвалах, промышляли воровством, грелись у костров на улицах города.
       Картина основана на реальных фактах — истории создания в 1926 году 
Болшевской трудовой коммуны ОГПУ, организатором и руководителем которой стал 
видный чекист М.С. Погребинский. О новаторском педагогическом эксперименте 
Погребинский рассказал в двух своих книгах.
       В центре фильма «Путёвка в жизнь» — образ организатора колонии Сергеева, 
роль которого сыграл мхатовец Николай Баталов. Актёр уже был известен по ролям 
в немом кино («Аэлита» Я. Протазанова, «Мать» В. Пудовкина). Но сейчас к 
обаянию артиста, его располагающей улыбке прибавилась великолепная русская речь.
 «Мы искали актёра, который своим первым появлением покорит зрителя», — 
подчёркивал Экк.
       Переход к звуковому кино был нелёгок. Баталов понимал, что «большая 
опасность для звукового кино кроется в механическом перенесении в кино 
театральных приёмов», и сознательно уходил от этой опасности, добиваясь 
бытового, разговорного звучания реплик, психологически точного и житейски 
непосредственного поведения на крупных планах.
       Его Сергеев — простой, весёлый, обаятельный — покоряет сердечностью, 
силой чувств. То, как он — вчерашний солдат — нашёл путь к сердцам искалеченных 
жизнью ребят, то, с какой страстью боролся за их судьбу, открывает в нём 
высокий талант человечности.
       Баталов был примером творческой дисциплины. Вот почему он часто сетовал 
на медлительность перехода от одного съёмочного эпизода к другому. Ему казалось,
 что слишком много пропадает времени изза неорганизованности, 
незаинтересованности. «При соответствующей организации и хорошем ритме можно 
вполне снять ещё один фильм, — говорил Николай Петрович с досадой. — А времени 
так мало». И участники фильма — студенты ГИКа — заполняли длинные паузы между 
съёмками как могли: пели песни из жизни беспризорников, вроде «Позабыт, 
позаброшен…». Баталов с удовольствием присоединялся к хору. А то с азартом 
играл со студентами в карты, огорчаясь проигрышу и радуясь редкому выигрышу. Он 
очень любил, когда вокруг него собиралась «беспризорная» компания, рассказывал 
истории из театральной жизни…
       Сергеев — натура творческая, интеллектуальная. Он наблюдателен и 
сосредоточен. В поисках новых путей воспитания беспризорников он 
экспериментирует, применяя новые методы.
       Вот Сергеев приходит в приёмник, чтобы отобрать ребят для трудовой 
коммуны. Для него важно познакомиться с ними, понять, увлечь за собою. Сцена 
развивается неспешно. Подчёркнуто шутливая мимика, глубокая искренность 
Сергеева вызывают товарищеский контакт, одобрительно посмеиваясь, ребята 
окружают «своего в доску» посетителя. Сергеев рискует. Его лицо становится 
серьёзным: «В бывшем монастыре устраиваю я фабрикукоммуну… Поедем со мной, кто 
хочет…»
       Следующие сцены идут в более напряжённом ритме. Педагог отважно вручает 
общие деньги отъявленному воришке Мустафе по кличке «Ферт», поручив ему купить 
продукты. И зато какая радость победы, когда парень уже на ходу вскакивает в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-