Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: 100 великих... или Who is who... :: Мусский И.А. -100 великих отечественных кинофильмов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-
 
       И последнее. Улицу Третью Мещанскую в Москве срочно переименовали в 
Третью Гражданскую…
      
 «ПОТОМОК ЧИНГИСХАНА» 
      
       «Межрабпомфильм», 1929 г. (озвучен в 1949 г.), Сценарий О. Брика. 
Режиссёр В. Пудовкин. Оператор А. Головня. Художники С. Козловский и М. Аронсон.
 В ролях: В. Инкижинов, А. Дединцев, Л. Белинская, А. Судакевич, В. Цоппи, А. 
Чистяков, Б. Барнет, К. Гурняк. 
       
      Сюжет фильма заимствован у сибирского писателя И. Новокшонова, автора 
рассказов о гражданской войне в Иркутске, Забайкалье и Бурятии. В основу 
литературного произведения положены реальные события. У одного монгола, 
попавшего в плен, англичане обнаружили ладанку с грамотой, где утверждалось, 
что он является прямым потомком древнего завоевателя Чингисхана. Англичане 
решили объявить юношу императором Монголии и действовать в этой стране от его 
имени. Однако этот план провалился. Молодой монгол связал свою судьбу с 
революцией, и в то время, когда рассказ о нём появился на страницах газеты, он 
был красным командиром в одной из дивизий.
       Режиссёру Всеволоду Пудовкину сюжет показался не слишком интересным — 
скорее историческим анекдотом, нежели реальной историей. Но в это время он 
очень нуждался в отдыхе: напряжённая, почти без перерыва работа над фильмами 
«Механика головного мозга», «Мать» и «Конец СанктПетербурга» измотала его. 
Всеволод Илларионович посчитал, что новая постановка позволит ему немного 
отдохнуть. К тому же перед ним открывалась заманчивая перспектива отправиться в 
далёкие края. Предложение студии было принято.
       Пудовкин попросил Зархи написать сценарий. Увы, перспектива работы над 
приключенческим фильмом на экзотическом материале не увлекла Натана Абрамовича. 
В итоге сценарий написал Осип Брик, который заведовал сценарным отделом 
«Межрабпомфильма».
       Пудовкин выехал в БурятМонголию с намерением уточнить сценарий на месте 
действия. Местное партийное руководство выделило ему консультанта Аширова, 
знатока истории, обычаев и нравов монгольского народа.
       В сценарий вошёл материал, придающий эпический размах рассказу об 
охотнике Баире. Ромен Роллан говорил позднее, что «Потомок Чингисхана» поразил 
его полнотой ощущения никогда не виденной страны, своеобразия жизни её людей. 
Герой рассказа Новокшонова — человек знатного происхождения. Герой фильма 
Пудовкина — бедный арат. Ладанка, сделавшая его потомком грозного властелина 
Монголии, попадает к нему случайно: её потерял, спасаясь бегством от гнева 
Баира, жадный лама.
       Большое место в фильме занимают празднества в дацане (буддийском 
монастыре). Съёмкам праздника «Цам», на который — для «контакта с местным 
населением» — приехал полковник со свитой, Пудовкин придавал особое значение.
       Но на пути режиссёра возникли неожиданные препятствия: многие ламы 
ГусиноОзёрского дацана запротестовали против киносъёмок религиозных церемоний 
и ритуальных танцев. Два дня длились споры — шла борьба сторонников «старой» и 
«новой» церкви.
       Тогда правительство республики обратилось за помощью к местному 
ставленнику Тибета Бандидо — Хамболаме. Главный лама собрал совет духовенства 
и повлиял на «непримиримых».
       По принципу повторения реальных событий снимались партизанские сцены. На 
съёмки были приглашены бывшие партизаны, громившие банды Семёнова в степях 
Монголии. Съёмки вызвали у партизан живые воспоминания: они искренне переживали 
свои роли, игры тут не было, была жизнь, очень естественно повторенная перед 
киноаппаратом.
       Следует вспомнить и такой эпизод, случившийся на съёмках «Потомка 
Чингисхана» (Пудовкин рассказывал о нём студентам ВГИКа). Нужно было снять 
толпу монголов, которые с восторгом смотрят на драгоценный мех лисы. Сцена не 
получалась: монголы смотрели на лису равнодушно. Тогда режиссёр пригласил 
китайского фокусника и снял лица монголов, заворожённо смотревших на его чудеса.
 Получилось то, что нужно: участники массовки не играли восторг, а на самом 
деле восторгались: их восторг по поводу фокусов воспринимался зрителями в 
контексте с кадрами, показывающими драгоценный мех.
       В работе над образом Баира главным для Пудовкина были типажные данные 
актёра. Валерий Инкижинов был выбран на роль Баира прежде всего потому, что мог 
стать Баиром без грима, оставаясь самим собой. Режиссёр тщательнейшим образом 
следил, чтобы исполнитель ни разу не сфальшивил, не ушёл от найденного 
совпадения — себя и Баира — во имя какойто детали, позы, взгляда, жеста, какие 
могли показаться ему актерски выигрышными.
       Пудовкин впоследствии рассказывал: «В фильме есть сцена, когда умирает 
партизан. Там сидит монгол (Инкижинов), и после того, как тот умер, он 
поворачивается… и сделал это так, как никто и подумать не мог. Он просто убил 
меня какимто богатством выражения…».
       Кстати, Инкижинов до этого пробовал себя в режиссуре, и Пудовкин доверил 
ему постановку некоторых эпизодов фильма.
       Новыми чертами и особенностями обогащается в «Потомке Чингисхана» 
пудовкинский монтаж. Режиссёр остаётся верным своему принципу составления 
монтажной фразы из коротких кусков.
       В сценах праздника есть такой момент. В нескольких неторопливо сменяющих 
друг друга кадрах демонстрируется статуя Будды. Курится дым из жертвенников, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 202
 <<-